Главная > Публикации > Главный враг

В последние годы перуанское кино набирает силу, плодотворно используя опыт работы Санхинеса. Показательно, что фильмы, отмененные премиями на Московских фестивалях («Сила земли» Бернардо Ариаса, «Там, где рождаются кондоры» и «Это случилось в Уайаиае» Федерико Гарсии), обращаются к тому же герою — индейскому крестьянству. Правда, сделаны они в разной стилистике. Картина Ариаса и по режиссуре и по сюжетосложению более традиционна. Повествуется в ней о том времени, когда феодальные порядки казались еще прочными и настоящая борьба за землю была впереди. Главную роль режиссер отводит вернувшемуся в деревню из столицы индейскому парню. Герой этот, казалось бы, весьма далек от идеала: легкомысленный человек, любящий прихвастнуть, скользящий по поверхности жизни, не задумываясь о ее сложностях. В обрисовке этого персонажа преобладают фарсовые тона, однако это фарсовое начало своеобразно сочетается с общим эпическим строем картины. Серьезную проблематику классовой борьбы авторы облекают в художественную форму, использующую элементы фольклора. И если поначалу перед зрителем предстает просто-напросто экзотика перуанских национальных костюмов и танцев, то затем, по мере развития центрального персонажа, его духовного взросления, фольклорные мотивы приобретают конкретное социальное звучание. Таковы, например, сцепы похорон убитого латифундистами крестьянина и торжественного таинства, в котором принимает участие вся индейская деревня,— освящсние ружья, предназначенного для возмездия. Община вручает его тому, кто еще недавно был только шутником и балагуром, а теперь стал народным мстителем.

Подробно прочерчивая историю одного героя, «общий план» индейской общины и наменяет первые ростки сопротивления.

Традиция гадания на листьях «кока» (кокаинового кустарника), без которого и сейчас не обходятся индейцы в Андах; образность и некоторая приподнятость языка кечуа во всех жизненных ситуациях, и торжественных и самых горьких. И ритм фильма, неторопливый, лишенный надрыва и исступленности, вытекает во многом из национальных свойств характера индейца.

fl̉ÂÍÒ.ÃÂÚË͇