В современных условиях проблемы лидерства лежат в плоскости обеспечения качества и эффективности, изменения и развития, а также ориентации на будущее. Эффективность же менеджмента определяется не директивами и инструкциями, а поддержкой, наставничеством и предоставлением возможности самостоятельно выполнять работы и получать от этого удовольствие. Росту эффективности лидера способствуют методы и стратегии, перечисленные ниже.
• Прогуливающиеся менеджеры (Management by walking around, MBWA). Этот метод управления заключается в том, что менеджеры и руководители видят смысл своей деятельности в ПОСТОЯННОМ общении с коллегами в процессе совместной деятельности. Он основан на вере в то, что успешное руководство возможно только в том случае, когда вы лучше узнаете своих коллег и осознаете смысл их деятельности путем проведения бесед и получения обратной связи.
• Рабочий обзор. Разновидность ненаправленных отношений, в процессе реализации которых осуществляется регулярный обмен опытом между коллегами
в целях развития профессиональных навыков.
• Дружеская критика. Эта концепция иногда используется для описания природы отношений между лидером и командой. При этом лидер играет по отношению к коллегам роль активного слушателя, а они делятся с руководителем своим трудовым опытом.
5. Обеспечьте обратную связь.
Обратная связь представляет собой неформальный и высокоэффективный способ развития людей, помогающий им анализировать собственный опыт в целях дальнейшего обучения. При этом следует знать психологические особенности отдельных личностей, влияющие на их поведение и способы предоставления необходимой информации. Эти особенности перечислены ниже:
• трудности, связанные с ответственностью за некорректное поведение;
• трудности, связанные с неопределенностью и изменчивостью;
• допущение, что другие лучше проинформированы о сути вопроса;
• неуверенность в себе;
• нежелание установить цели для личного развития;
• сомнения в компетентности экспертов.
Обратная связь может осуществляться в трех основных формах.
1. Подтверждающая форма. Предоставление информации, подтверждающей успешное продвижение к намеченным целям.
2. Корректирующая форма. Предоставление сведений, помогающих вернуться к выбранному курсу при появлении каких-либо проблем. Корректирующая обратная связь всегда должна быть положительной.
3. Мотивационная форма. Предоставление информации относительно успехов и испытываемых трудностей. Представляет совокупность подтверждающей и корректирующей обратной связи. Этот вид связи представляет информацию, которая необходима для развития получателя, а также позволяет ему делать соответствующий выбор и принять нужное решение.