Главная > Публикации > Конфликты в бизнесе

Конфликты в бизнесе

Конфликты внутри компании, неважно ярко выраженные они или скрытые, отнимают массу времени и сил. Поэтому успешное развитие Вашего бизнеса (количество клиентов, прибыль и прочее) во многом зависит от наличия или отсутствия их внутри компании.

В малом бизнесе (до 10 сотрудников) можно предотвратить большое количество конфликтных ситуаций, четко разграничив полномочия между работниками. Когда должностные обязанности работников не пересекаются, то каждый чувствует себя полноценным специалистом в своей сфере и нет необходимости доказывать, что он лучше кого-то. И даже если какой-либо сферой деятельности занимаются несколько сотрудников, можно разделить их проекты по своеобразным тематическим нишам. Этот метод помогает сохранить здоровые отношения в коллективе, улучшить качество работы, мотивировать персонал, увеличить количество клиентов и доход компании.

Конфликты в бизнесе

Наиболее часты конфликты в небольших производственных группах, где работают побригадно, посменно и т.д. Внешними проявлениями конфликта можно считать ухудшение работоспособности, сильную напряженность в коллективе, из этого обычно следует снижение финансовых и производственных показателей, появление проблем с поставщиками, клиентами и т.д. Рабочие конфликты подразделяются на: деловые, производственные, инновационные и организационные.

Производственные – могут возникнуть на любом уровне. Они могут быть:

  • внутригрупповыми. В свою очередь они подразделяются на:

- конфликты между работниками одного отдела или занимающих одинаковые должности. Здесь ведется некая завуалированная борьба, хотя внешне все выглядит благоприятно. Элементарным примером может быть недовольство начисленной по-разному премией или графиком отпусков.

- конфликты между начальником и подчиненными. Возникают, когда в подчинении оказываются авторитарные личности, либо при несовпадении социальных ожиданий начальника и сотрудников. Причин для недовольства может быть множество, поэтому на руководителя возложена сложная миссия регулировать взаимоотношения в коллективе, достигать компромиссов и воздействовать на коллектив так, чтобы работа компании была успешной.

- конфликты между работниками разного возраста или квалификации;

  • между небольшими производственными отделениями;
  • между управленцами и рабочими группами;
  • между совладельцами компании.

Организационные конфликты появляются, когда установленные в организации порядки не совпадают с реальным поведением работников. Например, когда работник нарушает трудовую дисциплину, прогуливает или плохо выполняет свои должностные обязанности. Также, если должностные инструкции составлены некорректно, необъективно разделены должностные обязанности и т.д.

Предприятия различных организационно-правовых форм (АО, унитарные предприятия, ТОО, коммандитные общества) создают органы для своего управления и взаимоотношений с другими организациями. К примеру, в АО ведет хозяйство, пользуется и распоряжается собственностью правление и его председатель (в лице президента компании, ген. директора и т.п.), поэтому полномочия и интересы правления и совета директоров могут пересекаться, в результате чего нередко возникает конфликт. Здесь может помочь четкое разграничение полномочий и слаженное взаимодействие сторон.

Трудовые конфликты возникают при отсутствии взаимопонимания между представителями различных групп по поводу трудовых отношений. В нашей стране участники трудовых отношений, в основном, относятся к двум категориям – собственники (работодатели) и рабочая сила (наемники). Их интересы подчас настолько разнятся, что трудовые споры возникают практически в любой сфере. Нельзя не упомянуть и такую важную причину появления трудовых конфликтов, как нормативные акты местного значения на предприятиях (трудовые и коллективные договора). Нарушение или невыполнение обязательств, указанных в таких документах, приводит к созданию конфликтной ситуации. Трудовой конфликт может быть индивидуальным (между работником и работодателем) и коллективным (между коллективом наемных работников и руководителем).

На сегодняшний день трудовые конфликты возникают чаще всего из-за: задержек зарплаты или малого ее размера, нарушений трудового законодательства, плохих условий охраны труда и травматизма на производстве. Распространенной формой борьбы за свои права является забастовка.

Инновационные конфликты, в основном, появляются вследствие внедрения нововведений в организации. Хотя обычно инновации имеют своей целью создание условий для более эффективной работы, увеличение прибыли, а также спроса и предложения на выпускаемую продукцию.

В любом случае наличие или отсутствие конфликтов на предприятии зависит прежде всего от того, как организована управленческая система в компании. Наибольшую роль в правильном построении всей производственной структуры играет, разумеется, руководитель. Рациональное взаимодействие всех подразделений предприятия несомненно приведет компанию к заслуженному успеху.

fl̉ÂÍÒ.ÃÂÚË͇