Главная > Публикации > ЛИЧНАЯ ВСТРЕЧА, Или РАЗГОВОР ОДИН НА ОДИН

Личная встреча: да или нет? Эти встречи не очень любят (если не сказать резче) ни педагоги, ни родители. Почему? По-видимому, у каждой стороны свои причины. Педагоги чаще потому, что приходится обсуждать проблемы, но далеко не все умеют делать это корректно, не обижая, не поучая, не обвиняя в некомпетентности. Родители по той же причине — кому же понравится ощущение неловкости, стыда, а нередко и обиды? Опрос (о котором я уже писала) учителей-родите- лей показал, что даже сами педагоги в роли родителей страдают от непонимания и неспособности «найти общий язык».

Даже если родительское собрание прошло очень удачно и учитель сумел высказать все свои пожелания, обсудить все волнующие родителей вопросы, решить все организационные проблемы, обязательно найдутся родители, которым необходима личная встреча. Возможно (на взгляд учителя), обсуждать с этим родителем нечего — у ребенка все благополучно, у учителя нет вопросов к родителям, но не исключено, что родителей что-то тревожит или они просто хотят ближе познакомиться. «Ну, вот еще, — услышала я недавно реплику, — им ради интереса, а у меня столько времени на это уходит».

Учительница эта и права и не права одновременно. Действительно, личная встреча может занять очень много времени и быть бессмысленной и бесполезной, вызвав только раздражение и досаду, но может быть не очень продолжительной и эффективной. Но для этого к личной встрече следует подготовиться и учителю, и родителям.

Как подготовиться к личной встрече. «Готовиться к встрече с родителями, что за глупость, — возразила мне учительница с почти двадцатилетним стажем, — да я заранее знаю все их претензии». — «А почему обязательно претензии? Может быть, они поблагодарить вас за что-то хотят или о чем-то посоветоваться». — «Знаю я эти благодарности и вопросы, все одно и то же».

Это был случайный разговор, но он очень показателен. Мы уже говорили, как важен настрой, как определяет он первую фразу, тон, первый взгляд, первый жест... Нетрудно представить себе, каким будет взгляд и тон этой учительницы, даже если она скажет при встрече самые обычные слова. И не захочется ни о чем с ней говорить, ничего рассказывать, а уж тем более советоваться. Конечно, и в этом случае можно «переломить» ситуацию спокойствием, доброжелательностью и мягкой настойчивостью, но... эффективным общение становится только тогда, когда это движение навстречу друг другу, когда оно не требует чрезмерных усилий (хотя бывают ситуации, когда родителям или учителю необходимо и такое усилие).

Безусловно, у этой учительницы есть, и, возможно, очень богатый, опыт общения с родителями, но, скорее всего, это негативный опыт, вернее, опыт негативного общения, неприятного и оставившего свой след. Вот об этом опыте стоит постараться забыть и попробовать настроить себя на позитивный вариант. Сложно? Совсем нет, если немного потренироваться и настроиться (а это и значит — подготовиться).

fl̉ÂÍÒ.ÃÂÚË͇