Увидев успехи ребенка, похвалите его. Вы можете сказать:
— Я не пожалел, что решил тебе моноколесо купить в москве. Майк был поражен, когда ты дал ему покататься на самокате. Думаю, ему было по-настоящему приятно.
— Ты хорошо сделал, что поделился новым мячиком с Тоддом. Похоже, ему понравилось играть с тобой.
— Я знаю, тебе было трудно уступить очередь Саре, но ты правильно сделал, что постарался поделиться с ней.
Поддерживайте этот социальный навык! Помогите ребенку заметить, как он успешно применяет его, и поощряйте использовать его еще больше.
Общение предполагает множество переходов и перемен. Когда кто-то вступает в игру или выходит из нее, это перемена. Выиграть или проиграть игру — это завершение. Изменение правил или роли требует быстрого отклика. Убрать игрушки, выйти на улицу, приветствовать друзей, распрощаться — все это требует настройки. У медленно приспосабливающегося ребенка могут возникнуть трудности с этими переходами.
— Может быть, это и случилось с Тедом, — заметила Терри. — Он и Бобби играли в мяч у нас во дворе. Джефф позвонил и спросил, где Тед. Я была занята младенцем и не хотела выходить и звать Теда к телефону. Поэтому я просто сказала Теду: «Приезжай, он играет в мяч. Думаю, ты сможешь поиграть с ним.
— Джефф примчался на своем велосипеде и, поскольку я ему разрешила, немедленно присоединился к игре. Только тогда я сообразила, что для Теда это полная неожиданность. Через минуту я услышала ругань: «Ты не можешь играть. Он еще не выбыл. Сейчас моя очередь». Когда я зышла, Тед был в ярости. Игровое поле превратилось в поле битвы.
— Ваша догадка, видимо, верна, — ответила я. — Тед медленно приспосабливается. Полагаю, что он был ошарашен и не сумел совладать с собой. Возможно, он и не понял, что его вывело из себя. Он знает — что его охватил приступ ярости и он ругался.