Главная > Публикации > О государственных закупках

О государственных закупках

Сущность государственных закупок основана на размещении заказов на выполнение работ или оказание услуг, а также поставку товаров для нужд муниципалитета или государства. Такой заказ закрепляется в документах, где обозначаются все условия, по поводу исполнения заказа, в том числе сроки и т.п. Желающие выполнить заказ заявляют о своих намерениях и состязаются за получение государственного заказа на равных, а заказчик выбирает, основываясь на положениях об эффективности и справедливости. Участник, который предложил наилучшие условия, становится победителем и выполняет государственный заказ. Но вначале заказчик, в качестве которого выступает государство или муниципалитет, заключает с ним контракт.

Заказчики размещают госзакупки в Единой информационной системе. Госзакупки подразделяются по способу их проведения, они бывают конкурентные (проводится аукцион) и неконкурентные (заказ будет выполнять единственный поставщик). Среди конкурентных закупок выделяют открытые и закрытые.

Регламентирует процедуру госзакупок федеральный закон №44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 года (заявка 44 фз). В нем содержатся все основные положения, касающиеся деятельности в сфере государственных закупок. Периодически в этот закон вносятся необходимые изменения, так в начале 2016 года вступил в силу очередной комплекс поправок, на котором хотелось бы остановиться чуть подробнее.

Приступая к формированию закупки, обязательно нужно соблюдать предписанные законом условия, в том числе доступность информации. Помимо уже упомянутого размещения заказов в базе ЕИС, стоит отметить, что заказчик должен распланировать перечень закупок полностью на финансовый год. В документе на размещение заказа должны указываться цель договоров, потребности в обоснованном виде, бюджет периода и сроки. С 2017 года некоторые категории закупок будут вноситься в план только на основании общественного мнения, и заказчик должен будет учитывать это при разработке графика.

В течение 10 дней (и не позже) после заявления о выделенных средствах и лимитах, утверждается план закупок. Следующие трое суток даются на размещение в ЕИС. Для бюджетных организаций сроки следует отсчитывать, начиная с введения в действие планов хозяйственной деятельности.

Летом 2016 года были введены изменения в требования к форме госзаказа.  Например, целесообразность каждой позиции должна быть подтверждена соответствующим обоснованием, отраженным в графике. Каждому объекту заказчик должен присвоить соответствующий идентификационный код. В эти коды входит идентификационное обозначение, порядковый номер по графику, год публикации, вид издержек по классификации бюджета, код по каталогу ОКПД2. График и план закупок должны полностью совпадать друг с другом, для чего заказчик обязан проводить их согласование. Федеральные заказчики работают с ЕИС, используя специальную программу «Электронный бюджет», а для региональных участников действует веб-интерфейс, а также специальные информационные системы.

Цифровая подпись, содержащая все основные данные о заказчике - также есть обязательное условие для размещения заказов. Сначала размещаемый заказ проверяется программой, которая логически анализирует его и оценивает формат, если проверка пройдена успешно, то все сведения о заказе сразу же поступают в общий доступ.

В целях борьбы со злоупотреблениями и контроля за расходованием средств на госзакупки, введен запрет на приобретение предметов роскоши за счет бюджета. К обязательным требованиям относятся: ведение ведомственного перечня закупок, ограничение максимальной стоимости, обязательная фиксация оплаченной стоимости и выполнение правил оценки потребительских свойств приобретаемых услуг и товаров.

В частности, ограничено было приобретение транспорта для руководящих лиц федеральных органов, оно ограничено суммой в 2,5 миллиона рублей, а для руководителей исполнительных служб и агентств эта сумма еще меньше – 2 миллиона. Смартфоны, в зависимости от ранга служащего, могут приобретаться в пределах от 5 до 15 тысяч рублей. Программное обеспечение теперь полагается приобретать только у разработчиков из единого российского реестра, а сделки для этой цели с иностранными компаниями разрешаются только в случаях, когда программ отечественного производства не существует, либо они не соответствуют заявленным требованиям.

Информация о рыночных ценах сгруппирована в отдельном разделе ЕИС. Там же производится автоматическая обработка сведений о стоимости реальных контрактов, установленных максимум для соответствующей позиции и запрашиваемых товарах и услугах. В целом, с применением этих мер было достигнуто уменьшением коррупционной составляющей  в данной отрасли, а также само распределение контрактов стало более прозрачным.

fl̉ÂÍÒ.ÃÂÚË͇