Одним из приемов ознакомления с новой картой является фиксация внимания учащихся на хорошо знакомых им объектах в качестве ориентиров, использование этих ориентиров в дальнейшей работе по карте.
Так, знакомя учащихся с картой русских княжеств в XII в., учитель указывает границы Русской земли, пользуясь такими ориентирами, как Белое и Балтийское моря, Чудское озеро, верхнее течение Дона и т. д. Характеризуя географическое положение Ростово-Суздальского княжества, необходимо отправляться от хорошо известных ориентиров — Оки и Волги. Основная территория княжества расположена в междуречье Оки и Волги. Указывая на карте Европы 1870 г. Седан, учитель поступит правильно, прибавив: «...почти у самой границы с Бельгией».
Таким образом, большое значение для понимания учащимися исторической карты имеет правильная методика перехода от старой, изученной карты, к новой, следующей. На повторительном или обобщающем уроке по пройденной теме полезно подытожить весь тот изученный исторический материал, который так или иначе нашел отражение на карте А на следующем уроке в качестве введения в новую тему полезно провести сравнение двух карт, знакомой и новой, например карты русских княжеств в XII—XIII вв. и карты «Образование Русского государства в XV в.», определив (пока в общих чертах) те сдвиги и изменения, которые наглядно выражены на новой карте. Так, сравнение карт помогает показать и преемственность исторического развития и существенные особенности каждого этапа.
Анализ тематической карты «Гуситские войны» в тексте учебника истории средних веков приводит учащихся к пониманию исторического значения героической борьбы чешского трудового народа против объединенных сил феодальной Европы и влияния гуситских войн на подъем освободительной борьбы трудящихся в соседних странах.