Главная > Публикации > Основные проблемы малого бизнеса

Основные проблемы малого бизнеса

Сфера малого предпринимательства – область бизнеса, субъекты которой постоянно сталкиваются с различными проблемами. Хотя тема помощи малому бизнесу, и кто эту помощь должен оказывать, является одной из насущных. Подход к решению этих проблем регулярно изменяется – то забота о малом бизнесе возлагается на государство, то на банковскую систему, то на самих предпринимателей. Но изменения окружающей экономической и политической обстановки требуют регулярного пересмотра действующих законодательных актов в этой сфере.

Перечень основных проблем малого бизнеса довольно широк, в большинстве своем они связаны с ростом налогов и изменениями в налоговом законодательстве, но сюда относится также и коррупция, доступность необходимых финансовых ресурсов, спад производства, нехватка основных производственных фондов и многое другое.

Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России» подвела итоги исследования среди предпринимателей, выделивших в качестве самых насущных проблем:

- дефицит кадров. Грамотные специалисты нужны всегда, но не любая компания имеет их в нужном количестве, поэтому очень часто приходится заниматься поиском новых сотрудников. Крупным предприятиям проще справиться с этой проблемой – они могут создать специальное подразделение, занимающееся кадрами, в том числе подбором специалистов, обладающих определенными знаниями и опытом. А вот в малом бизнесе результат деятельности напрямую взаимосвязан с качеством выполнения своих обязанностей конкретным работником. Поэтому едва ли ни единственным выходом будет воспользоваться услугами центров оценки, которые рассматривают степень профессиональной пригодности работника и соотношение его личностных качеств.

- недоступность финансовых ресурсов. Большинство банков устанавливают слишком высокие процентные ставки по кредитам, так как они считают, что поддержка малого бизнеса - целиком в компетенции государства. Таким образом, чем меньше сумма кредита, тем больше процент по нему.

-изменчивый спрос и покупательская способность граждан. Эти понятия зависят от экономической обстановки в стране, регулярное повышение цен и низкие зарплаты вынуждают людей более избирательно подходить к вопросу покупки.

- постоянно растущий уровень налогов. Резкое повышение страховых взносов в 2013 году вынудило закрыться множество представителей малого бизнеса. Мелкорозничная торговля в искусственно созданных условиях жесткой конкуренции с крупными сетями оказывается в состоянии вымирания. В крупных городах это не столь ощутимо, а вот небольшие населенные пункты в итоге могут лишиться единственного источника продовольственных товаров.

- коррупцию, неискоренимую при имеющемся политическом устрое. Потому что несовершенства нашего законодательства приводят к тому, что предпринимателям приходится осуществлять неформальные выплаты в карман чиновников.

- ряд других проблем, в том числе конкуренцию, плохо развитую инфраструктуру во многих регионах, сложности с землей и недвижимостью и другое.

В нашей стране законодатели нередко поднимают вопрос о мерах поддержки малого предпринимательства, но, к огромному сожалению, до конкретных мероприятий дело доходит куда реже. В Москве было организовано агентство по поддержке малого бизнеса, суть его деятельности заключается в предоставлении субсидий для начинающих предприятий, а также проведении образовательных программ для поддержки управленцев и предпринимателей. Основополагающими моментами, на которые ориентируются при принятии решения о выдаче субсидии и ее размере, являются цель бизнеса и продолжительность его существования. Больше шансов на получение субсидии имеют экономические субъекты, работающие в сфере ЖКХ, здравоохранения и транспорта. Дополнительное образование по программам этого агентства предприниматели получают в лучших вузах столицы. Но в регионах, в отличие столицы, дела обстоят абсолютно по-другому. Вдалеке от центра, предприниматели имеют крайне мало возможностей, причем, порой, они даже не обладают информацией о том, что и в каком объеме им полагается. К тому же, существует некое предвзятое мнение, что услуги, предоставляемые государством, имеют очень низкое качество, сложны в оформлении и создают впоследствии определенные проблемы в дальнейшей деятельности предпринимателя. И, коль уж, проблемы подобного рода имеют место в столице, то отдаленных регионах все гораздо более запущено.

Общественные организации пытаются, по мере возможности, выправить положение. В частности, «ОПОРА России» воплощает в жизнь совместно со Сбербанком проект, нацеленный на развитие и процветание бизнеса. Мнение предпринимателей играет важную роль в реализации проекта. Упрощается доступ к кредитным ресурсам, они предоставляются на более выгодных для предпринимателя условиях. Но все эти мероприятия пока не дают малому бизнесу возможности перестать считаться экономически беззащитной категорией.

Разумеется, развитие малого бизнеса характеризуется определенными тенденциями, по которым можно определить дальнейшие направления поддержки малого предпринимательства. Одно из этих направлений – снижение издержек. На деле приходится часто встречаться с так называемым полутеневым бизнесом, который приносит высокую прибыль при минимальных вложениях. Происходит это под влиянием экономической ситуации в стране, в частности из-за увеличения налоговых ставок. Интернет, безусловно, способствует развитию различных категорий бизнеса. Прежде всего, это «облачные технологии» - подразумевается расположение базы данных на удаленном сервере, откуда и происходит управление экономическим субъектом. Конечно, этот метод упрощает доступ к информации, но не дает пользователю возможности управлять своими данными. В то же время интернет-технологии способствуют развитию предпринимательства, позволяя, например, открывать «шоу-румы», в которых покупатели могут изучить и оценить выставленный на продажу товар.

Развитие малого бизнеса теоретически должно повлечь улучшение уровня жизни населения, но очень многое здесь зависит от государства. Пока Россия не находится на передовых позициях среди стран, в которых малый бизнес широко развит, но при принятии государством определенных мер, она вполне может продвинуться в лидеры.

fl̉ÂÍÒ.ÃÂÚË͇