Ритуал омовения как очищение от скверны имел хождение даже среди огнепоклонников. А в иудаизме ритуал очищения водой обязателен перед началом любого богослужения или молитвы — нельзя приступать ни к каким религиозным обрядам, не вымыв руки. Немудрено поэтому, что христианство, сложившееся на основе древних восточных религий, восприняло культ воды и именно его превратило в своего рода «вход» в храм своей веры. С христианской точки зрения вода — это космическая стихия, и она же — символ разрушения и смерти (вспомним всемирный потоп и его «наследников» — половодья, наводнения, разрушительные подъемы грунтовых вод, колебания уровней мирового океана, морей и рек). Но в то же время вода — символ очищения, обновления, возрождения. Видимо поэтому на нынешнем этапе человеческой истории и уровне развития христианства водное крещение является самым первым таинством приобщения новорожденного к жизненным традициям. Хотя изначально «крестниками» Иоанна Предтечи (Крестителя) были взрослые люди, делавшие этот небезопасный для своей жизни шаг сознательно.
А как обязательный обряд, как таинство крещение начало распространяться не раньше второй половины II века н. э. и касалось исключительно маленьких детей. Крещение взрослых вошло в обиход лишь в III веке как напоминание о том, что Иисус крестился лишь на 30-м году своей жизни. Более трех веков для любого возраста это было добровольным актом. И только когда христианство стало государственной религией, возник вопрос о всеобщем и обязательном крещении. Решение было принято на первом Вселенском (Никейском) соборе 325 года от Рождества Христова. Но, «придя к власти» и огнем и мечом искореняя все без исключения «многобожные» религии, христианство не могло не заметить, что у язычников существовала и прекрасно действовала хорошо продуманная и отлаженная система обычаев и обрядов, пронизывавшая всю жизнь человека от рождения до смерти. И новая религия именно на ее основе выстроила свой порядок «проживания во Христе» также от рождения до смерти. Порогом, дверью в мир «царства Божия» и стало крещение.
Как и многим (если не всем) народам земли, славянам «водные процедуры» были не в новинку. Обрядовые очистительные омовения существовали почти у всех племен и назывались волхованием, т. к. выполняли их волхвы (колдуны). Правда, они мало походили на известные ныне церковные ритуалы были по сути семейными праздниками и народными обрядами, посвященными рождению детей, введению их в члены племени или клана и т. д. Культовые элементы носили второстепенный характер, служа скорее методами и средствами построения самих действий. При проведении их волхвы никогда свою волю никакими установлениями не навязывали, чего никак нельзя сказать о современных религиях. Вероятно, поэтому обряды носили чисто житейский, демократический характер.