В другом типе рессоры, показанном на фиг. 327, переменная жёсткость получена путём приведения в соприкосновение плоских или слегка закруглённых концов коренного листа с выпуклым опорным кронштейном рамы. При лёгких нагрузках коренной лист касается кронштейна у внешней кромки последнего, как это показано вверху на фиг. 327; при увеличении нагрузки линия соприкосновения перемещается внутрь и при полной нагрузке достигает внутренней кромки кронштейна (внизу на фигуре). Таким образом с увеличением нагрузки рабочая длина рессоры уменьшается и её жёсткость увеличивается.
При описанном типе изменение жёсткости от минимума до максимума нагрузки является сравнительно ограниченным, хотя оно больше, чем изменение величин, обратных соответствующим рабочим длинам рессоры. Более интенсивное изменение жёсткости может быть получено в подвеске, в которой усилие рессоры передаётся на ось посредством премежуточного качающегося рычага
При небольшой нагрузке автомобиля рессора касается рычага достаточно далеко от оси, как показано вверху на фиг. 328, и отношение усилия рессоры к нагрузке на колесо в этом случае равно отношению горизонтального расстояния от точки опоры рычага до оси к расстоянию от точки опоры рычага до точки его соприкосновения с рессорой. Таким образом рычаг увеличивает нагрузку рессоры и вызывает увеличение её деформации при заданном приращении нагрузки на колесо. При полной нагрузке автомобиля рессора касается рычага непосредственно над осью (как показано внизу на фигуре), и в этом случае нагрузка рессоры равна нагрузке на колесо.
Вспомогательные рессоры. Вследствие резких колебаний нагрузки рессор в автобусах и грузовых автомобилях часто применяются вспомогательные или дополнительные рессоры, называемые иногда подрессорниками. Обычно они монтируются непосредственно над основной рессорой. При небольшой нагрузке автомобиля работает только основная рессора, но когда нагрузка достигает заданной величины, подрессорник приходит в соприкосновение с кронштейнами рамы, и с этого момента нагрузка делится между рессорой и подрессорником. Подрессорники иногда делаются чрезвычайно жёсткими, в результате чего динамические качества автомобиля при полной нагрузке значительно хуже, чем при недогрузке, тогда как при обычных рессорах наблюдается обратное явление. Если принять отношение нагрузки на рессору к жёсткости рессоры за показатель динамических качеств, то очевидно, что он улучшается с увеличением нагрузки до момента включения подрессорника. В этот момент значение показателя внезапно понижается вследствие резкого возрастания жёсткости, но при дальнейшем увеличении нагрузки опять немного улучшается. Целесообразно, чтобы подрессорник включался в работу при нагрузке, являющейся средней между минимумом и максимумом, и чтобы показатель динамических качеств — отношения нагрузки на рессору к жёсткости — имел одинаковое значение в середине каждого из диапазонов. Тогда, если обозначить отношение максимальной нагрузки к минимальной а, подрессорник должен иметь жесткость в а раз больше жёсткости основной рессоры и должен включаться в работу при нагрузке в - раз больше минимальной.