Здравствуйте! Я брала кредит на личные нужды, при подписании договора, менеджер активно навязывал мне участие в программе коллективного страхования, причем самым убедительным аргументом было «мало шансов, что без подписания заявления на коллективное страхование кредит, вообще, дадут». Я подписала такое заявление. Через полтора года я смогла полностью погасить сумму кредита, сделала это досрочно. Я получила справку о закрытии счета и обратилась в банк, но мне сказали, что, так как я погасила кредит досрочно, то возврата по страховке мне не полагается. Как же так? Я ведь не настаивала на подписании этой коллективной страховки, наоборот, мне ее навязали, можно сказать, шантажировали ее подписанием для выдачи кредита. А мне говорят, что отказаться можно было в пятидневный срок. Я совершенно ничего не понимаю, меня об этом никто не предупреждал. Более того – банк, в котором я брала кредит, потом вошел в состав другого банка, договора были переоформлены и для меня все еще более запуталось. Хочу получить юридическую консультацию. Прав ли банк? И на самом ли деле они имеют право ставить такие условия – буквально заставлять клиента подписывать документы на страховку, а при досрочном погашении не возвращать ее?
Приветствую Вас! Многие люди оказывались в такой же ситуации, т.к. это распространенная политика банков. Поэтому обращаться непосредственно в банк не имеет смысла – у них уже заготовлена заранее довольно эффективная программа по «отфутболиванию» таких клиентов, которые, впечатлившись столь грамотно выстроенными фразами, уходят домой ни с чем. Вообще, нужно для начала изучить все Ваши документы, которые Вы подписывали с банком, особенно касающиеся страхования – полис и правила страхования, заявление на страхование и, наконец, сам договор. Тогда можно будет утверждать наверняка – полагается ли Вам возврат страховки. Если договор содержит пункт о страховке, как обязательном условии получения кредита в данном банке, то можно будет требовать его признания недействительным. Если страховка была навязана Вам банком, и это следует из документов, можно написать жалобу в Управление Роспотребнадзора и заявление на возврат страховки, можно написать такое заявление и в страховую компанию и потребовать расторгнуть договор. Юристы, работающие на банк или страховую, в таких делах, обычно, настолько упорно стоят на своем, что даже в суде не признают, что клиент прав. Но это не должно быть препятствием для обращения в суд. Лучше, если исковое заявление составит грамотный специалист после изучения всех Ваших документов.
Скорее всего, а Вашем договоре страхования будет указано право на отказ от страховки, если вся страховая сумма будет возвращена. Но существует указание Банка России от 20 ноября 2015 г. № 3854-У «О минимальных требованиях к условиям и порядку осуществления отдельных видов добровольного страхования». В соответствии с п.1 которого страховщик, осуществляя добровольное страхование (кроме случаев, перечисленных в п.4 данного Указания), обязан предусмотреть условия, при которых страхователю будет возвращена страховая премия, с соблюдением правил, установленных данным Указанием, если страхователь отказался от договора страхования в срок, равный пяти рабочим дням с момента его подписания, вне зависимости от того, была ли выплачена страховая премия, если события, имеющие признаки страхового случая, в данном периоде отсутствовали. А п.5 обязывает страховщика выплатить страхователю страховую премию в полном объеме, если тот отказался от договора добровольного страхования в оговоренные в п.1 сроки, и до дня, когда у страховщика возникли обязательства по заключенному договору.
Навязывание договора ДОБРОВОЛЬНОГО страхования уже само по себе противоречит нормам ФЗ «О защите прав потребителей». В подобных ситуациях, расходы по страховке входят в сумму ежемесячных платежей.
В исковое заявление можно включить следующую формулировку: «Прошу вернуть часть оплаченных страховых платежей, учитывая срок досрочного погашения кредита». Возможность возврата, конечно, не стопроцентная, но шансы очень велики. Желаю удачи!