Добрый день! Хотелось бы получить консультацию юриста по вопросу страхования от потери работы. Знаю, что такая услуга появилась относительно недавно, хочу узнать о ней подробнее. В чем ее смысл? Что собой представляет заключаемый договор и что нужно, чтобы его заключить? На что надо будет обратить внимание? Как происходят страховые выплаты по таким договорам? Спасибо заранее, Людмила.

Доброго времени суток, Людмила! Услуги по страхованию риска от потери работы страховщики, действительно оказывают сравнительно недавно – с 2009 года. Сначала страховали от потери работы граждан, которые брали кредит, потом данное страховое предложение перестало привязываться к кредитным обязательствам.
ФЗ № 1032-1 от 19 апреля 1991 года «О занятости населения РФ» закрепляет право страхования от потери работы, которым гражданин может воспользоваться в добровольном порядке. Для реализации этого права, нужно заключить договор со страховой организацией. Заключение договора происходит на определенных условиях, соответствующих правилам страхования, утвержденным страховщиком. Обязательно нужно проверить, есть ли у страховщика лицензия на осуществление именно данного вида страховой деятельности. Если есть необходимость внести какие-либо изменения, дополнения или исключить какие-то пункты, то их лучше обговорить до подписания договора.
Страховые отношения могут оформляться также посредством выдачи страхового полиса. Но, независимо от того, заключили ли Вы договор или получили страховой полис, страхователь должен приложить к нему текст правил страхования или дать на них ссылку.
В Правилах страхования должны указываться все положения об объектах и субъектах страхования, страховых рисках и страховых случаях, порядок определения страхового тарифа и премии (страховых взносов), страховой суммы. Также в содержание страховых правил входит порядок, заключения, исполнения и прекращения договора страхования, перечисление прав и обязанностей сторон, определение размера страхового возмещения и убытков, а также должны быть перечислены причины для отказа в страховых выплатах и другие, имеющие значение, положения.
Любые страховые отношения зачастую могут привести к ситуациям спорного характера. Причинами спора, в основном, могут быть: установление факта наступления страхового случая, соблюдение или несоблюдение сроков, в которые страховщик должен быть уведомлен о том, что страховой случай наступил, предоставляемые в недостаточном количестве документы, необходимые для начисления страховой выплаты и др.
При наступлении страхового случая, чтобы исключить затягивание выплат со стороны страховой компании, лучше сразу заручиться поддержкой юриста, который сможет квалифицированно помочь в составлении претензии по выплате страхового возмещения. Если будет затеяно судебное разбирательство, то присутствие в деле юриста даст возможность реализовать право на альтернативную подсудность, освободиться от уплаты госпошлины, компенсировать моральный вред или взыскать штраф, если не будут удовлетворены требования клиента в добровольном порядке.
Если говорить юридическим языком, то объект страхования от потери работы – это невозможность реализовать имущественные интересы застрахованного лица, по причине отсутствия доходов, которые оно должно было получить в обычных (запланированных) условиях. Страхование от потери работы предлагают не каждому. Страховые компании оценивают потенциальную возможность потери работы, и могут исключить некоторые категории работников из перечня тех, кто подлежит страхованию. Например, это могут быть работники, вне зависимости от специальности и профессии, если их общий трудовой стаж не более года, или на последнем месте работы они трудятся не больше трех месяцев. Ряд других причин, влекущих отказ в страховании, включает: возраст, пол, состояние здоровья и условия проживания, профессиональную или другую деятельность лица, желающего получить страховку.
И, наконец, страховая выплата, которую получит работник при наступлении страхового случая, равняется 6-12 ежемесячным зарплатам.