Различают два основных вида Р. - президентская и парламентарная (парламентская). Главной особенностью президентской Р. является соединение в руках президента полномочий главы государства и главы правительства (США, Аргентина, Бразилия, Мексика и др.). Жесткое разграничение компетенции между высшими органами гос-ной власти и организационное их обособление обусловило и др. специфические черты президентских Р.: внепарламентский метод избрания президента (путем прямых или косвенных выборов) и внепарламентский способ формирования правительства, отсутствие института парламентской ответственности правительства и отсутствие у президента права досрочного роспуска парламента. В президентской Р. правительство более стабильно, а парламент более независим от исполнительной власти, чем в странах с парламентарными формами правления.
В основу системы высших органов гос-ной власти в парламентарных Р. формально положен принцип верховенства парламента, перед которым правительство несет коллективную ответственность за свою деятельность. В отличие от президентской Р. в парламентарной Р. правительство остается у власти до тех пор, пока оно располагает поддержкой парламентского большинства (в двухпалатных парламентах - большинства нижней палаты). Утратив ее, правительство либо уходит в отставку, либо распускает парламент и назначает внеочередные парламентские выборы. В парламентарной Р. правительство формируется только парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к правящей партии или партийной коалиции. В президентских Р. члены правительства не могут быть депутатами. Формальным признаком парламентарной Р. считается наличие должности премьер-министра, являющегося одновременно главой правительства и лидером правящей партии или партийной коалиции (Италия, Германия, Португалия, Греция, Ирландия, Индия и др.).
Если в президентских Р. президент как глава исполнительной власти сосредоточивает в своих руках значительные полномочия, то президент парламентарной Р. осуществляет номинальные функции. Парламент в парламентарных Р. подвержен более жесткому контролю со стороны правительства, чем в президентских Р. (см. подр.: Юридический энциклопедический словарь. — М., 1984).