Приверженцы Н., определяя право как совокупность норм, осуществляемых в принудительном порядке, рассматривают правовые нормы как нечто замкнутое в себе, пытаются объяснять их роль и смысл не регулируемыми ими общественными отношениями, а исходя из самих норм. Государство в Н. рассматривается как «единство внутреннего смысла правовых отношений», выражение «социальной солидарности». Они отрицают, что право является выражением воли господствующих в обществе классов, не признают того факта, что законы черпают свое содержание в определенных экономических или производственных условиях, господствующих в обществе.
Исходя из противопоставления мира сущего и мира должного, Н. рассматривает право как сферу чистого долженствования и поэтому считает право независимым от того, как применяются и применяются ли вообще его предписания в мире сущего. Поэтому нормативисты считают, что к праву неприменим тот метод, которым изучаются явления реальной действительности.
Важную роль в Н. играет тезис о приоритете норм международного права по отношению к национальному праву.