Как самостоятельный источник права 3. сложился еще в древности и пришел на смену правовому обычаю. В римском праве 3. считалось специальное и конкретное в правовом отношении выражение суверенной воли римского народа, реализованное через сложившиеся гос-ные установления. Главным воплощением писаного права римская правовая культура считала 3. - lex. Для признания правового предписания 3. необходимо было, чтобы он исходил от имеющего соответствующие полномочия органа, т.е. так или иначе воплощал бы волю римского народа, и чтобы он был надлежащим образом обнародован. Тайный 3. не мог иметь юридической силы. 3. должен был содержать определенные элементы: а) введение или указатель обстоятельств издания, б) rogatio или текст, который мог подразделяться на главки и т.п., и в) sanctio, где постановлялись последствия нарушения 3. и ответственность нарушителей. Приниматься и отвергаться 3. мог только целиком, частичные изменения в 3. римская практика не допускала.
Принято выделять основные признаки 3.: а) 3. является юридическим выражением воли народа в результате согласования различных социальных интересов. В цивилизованных государствах 3. принимаются представительными органами - парламентами, которые формируются путем демократических выборов. Процесс законотворчества является открытым, в нем участвуют партии, движения, социальные группы; законопроекты публикуются, обсуждаются в СМИ и пр.; б) 3. издается только органом законодательной власти или принимается путем референдума. В РФ таким образом была принята Конституция РФ*. Основанием этого способа принятия 3. в РФ является ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»**; в) 3. регулирует наиболее важные отношения в государстве и обществе, обеспечивает упорядоченное развитие экономической, политической и социальной сфер. Это только социально значимые, типичные и устойчивые общественные отношения, напр.: установление и изменение конституционных норм; фиксирование основных прав и обязанностей граждан, хозяйствующих субъектов; определение федеративного и административно-территориального устройства; регламентация общих начал организации и деятельности гос-ного аппарата; установление судебной системы; определение и осуществление юридической ответственности; определение основ бюджетного устройства и системы налогообложения; вопросы федерального коллизионного права и некоторые др.; г) 3. обладает наибольшей (после конституции) юридической силой среди др. правовых актов; верховенство 3. означает его нормативную ориентацию и обязательность для иных актов, а также возможность их отмены, изменения, признания недействительными. Верховенство 3. проявляется не абсолютно, а применительно к конкретным нормативным актам, в сопоставлении с ними и практически выражается в подчиненности всех нормативных и индивидуальных актов 3., в соответствии актов нижестоящих органов - вышестоящим. В случае противоречия любой правовой акт должен быть опротестован и приведен в соответствие с 3.; д) 3. обладает наибольшей нормативной концентрированностью и рассчитан на предоставление субъектам права широкого выбора вариантов поведения, на неопределенно множественное число случаев применения; е) 3. принимается в рамках специального законодательного процесса и на основе установленных процедур; ж) 3. характеризуется наибольшей стабильностью своих норм, длительностью существования и действия.
В систему 3. входят не только собственно 3., но и др. подвиды (типы) законодательных актов - декларации, регламенты, положения, кодексы. В РФ особое место занимают федеральные 3., федеральные конституционные 3.
В РФ 3. имеют следующие формальные реквизиты: а) наименование формы акта: «Федеральный закон», «Кодекс Российской Федерации» и др.; б) заголовок, кратко обозначающий предмет регулирования 3.; в) дату и место принятия; г) подпись Президента РФ.
Нормативные положения 3. излагаются в виде статей, имеющих единую нумерацию арабскими цифрами. К статьям 3., как правило, даются заголовки, в которых обозначается предмет регулирования соответствующей статьи. Желательна нумерация частей статьи, сформулированных в виде отдельных абзацев, арабскими цифрами с точкой. Крупные 3. в зависимости от объема и характера нормативного материала могут содержать разделы и главы. Разделы, главы и отдельные статьи располагаются в последовательности, обеспечивающей логическое развитие предмета регулирования 3., переход от общих положений к более конкретным. Примечания к статьям допускаются в исключительных случаях, когда соответствующее предписание имеет вспомогательный характер и его нецелесообразно помещать в текст статьи.
Формулировки норм 3. должны быть ясными и четкими, не допускающими двусмысленности. В проекте 3. целесообразно давать нормативные определения терминов (законодательные дефиниции), имеющих важное значение в его контексте, а также расшифровку юридических, технических и др. специальных терминов. В качестве обязательного элемента в 3. должны быть предусмотрены специальные правовые средства, обеспечивающие его соблюдение в зависимости от регулируемой 3. сферы отношений: меры поощрения, контроля, порядок разрешения споров и т.д.
Содержание 3., принимаемых в РФ, определяется в юридическом смысле объемом предметов ведения и полномочий Федерации и ее субъектов. Их разграничение установлено в ст. 71, 72 Конституции РФ, ст. 70-75 Конституции Республики Башкортостан, ст. 14-22 Конституции Республики Тыва, ст. 36-40 Конституции Республики Саха (Якутия) и аналогичных статьях конституций др. республик (см.: Ю.А. Тихомиров, И.В. Котелевская. Правовые акты. - М., 1999);
2) в широком смысле слова все нормативные правовые акты в целом, все установленные или санкционированные государством общеобязательные правила. В этом случае понятие «3.» охватывает не только 3., но и указы, постановления, инструкции, правила и др. нормативные правовые акты. Однако если в правовом акте употребляется понятие «3.», то имеется в виду 3. не в широком, а в строго юридическом значении этого понятия.