К. возникли как важнейший институт демократии в конце XVIII в. Первая К., действующая до настоящего времени, появилась в 1787 г. в США. В 90-х гг. XVIII в. были приняты К. во Франции (1791 и 1793 гг.) и Польше (1793 г.). В настоящее время К. действуют почти во всех государствах.
По вопросу сущности К. существуют различные теории. Распространенным является трактование К. как общественного договора. Предполагается, что все члены общества заключили договор, воплощенный в К., об основах учреждения данного общества, об общих правилах его жизнедеятельности. К. таким образом рассматривается как выражение народного суверенитета, выражение единой воли соответствующей нации. Теологические теории обосновывают сущность К. как воплощение божественных предписаний о правилах жизни, воплощение высшей справедливости, разума. Некоторые школы естественного права определяют сущность К. как воплощение многовекового опыта, постепенно формировавшихся национальных традиций. По этой концепции только такие К. устойчивы и стабильны в отличие от К., составленных в кабинетах на основе умозаключений и чужого опыта.
Многие теории отрицают общенародную сущность К. и выдвигают на 1-й план гос-ную волю. К. рассматривается как самоограничение гос-ной власти: поскольку ее возможности весьма широки, то в целях создания условий, исключающих произвол, она себя ограничивает, закрепляя пределы такого ограничения в К. По теории марксизма-ленинизма К. должна выражать волю господствующего класса, а не всего народа, т.е. сущность К. является классовой. Из этой доктрины вытекала допустимость насилия, подавления, массовых репрессий, нарушения прав человека и гражданина, огосударствление общества. История убедительно доказала ее полную несостоятельность.
В настоящее время доминирует представление о сущности К. как общенациональном правовом документе, утверждающем демократические принципы, институты и нормы, обеспечивающие всем членам общества равную возможность жить в государстве в качестве его полноправных граждан. Все вправе в не запрещенных законом формах проповедовать и отстаивать свои убеждения, признается идеологическое и политическое многообразие.
Особенностью К. является принятие ее непосредственно народом (большинством народа) или от его имени. Известны несколько способов принятия К. Ряд первых К. устанавливался односторонним актом монарха, некоторые К. даровались метрополиями своим колониям при изменении формы колониальных отношении или при освобождении от них. Договорная процедура принятия К. применялась в конституционной практике балканских государств при освобождении от османского ига во 2-й половине XIX в., на ее основе были приняты К. Греции 1844 г., Румынии 1866 г., Болгарии 1879 г. Распространенным способом принятия К. является разработка ее учредительным собранием (временным выборным органом) с последующим принятием К. самим учредительным собранием или парламентом либо утверждением К. путем референдума. Иногда К. вырабатывается правительством и передается на утверждение парламента или народа.
К. выделяется среди др. правовых актов высокой значимостью регулируемых отношений. Она как бы учреждает основные институты государства, статус гражданина и таким образом обусловливает содержание последующего правотворчества. Верховенство К. в национальной правовой системе является общепризнанным и предполагает, что любой правовой акт, любое действие (и бездействие) органа публичной власти или его должностного лица не должны противоречить К. К. обязательна для всех гос-ных органов, всех граждан и юридических лиц на территории государства, а также для его граждан и организаций, находящихся за границей. Иностранные государства и международные правительственные организации должны уважать К., кроме тех ее положений, которые противоречат общепризнанным нормам и принципам международного права.
Первоначально К. регулировали 2-3 крупных группы общественных отношений, прежде всего - права и свободы человека и гражданина, устройство гос-ной власти. В современном мире утвердились конституционные принципы суверенитета, разделения властей, народного представительства. К. устанавливают способы формирования и систему высших органов власти в государстве, их компетенцию и взаимоотношения. К объектам конституционного регулирования относятся также территориальное и национально-территориальное устройство, внешнеполитические функции государства. Круг этих объектов сегодня расширяется. В К. закрепляются современные права и свободы граждан (напр., права на участие в управлении делами общества, на информацию, на благоприятную окружающую среду, на охрану семьи и др. В то же время некоторые известные в ранний период конституционализма права (на восстание, на сопротивление угнетению и др.) сегодня в большинстве К. отсутствуют.
В К. становится все больше норм, отражающих экономическую и социальную деятельность государства, статус гос-ных органов. Таковы разд. 10 К. Франции об экономическом и социальном совете, нормы К. Италии о Национальном Совете экономики и труда, нормы К. Испании об основных принципах социальной и экономической политики. В ст. 7 Конституции РФ* закреплен статус РФ как социального государства, предполагающий создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
К. обычно вступает в силу на всей территории государства с момента, определенного в ее заключительных положениях или, иногда, в законодательном акте, сопровождающем ее принятие.
Пересмотр (ревизия, изменение) К. в разных законодательствах регулируются неодинаково. По порядку изменения К. подразделяются на гибкие и жесткие. В гибкие К. изменения и дополнения вносятся в том же порядке, что и в др. законы (напр., в Великобритании, Новой Зеландии, Израиле). В жесткие К. изменения и дополнения возможны по сложной схеме парламентской процедуры: необходимо соблюдение некоторых требований, напр., квалифицированное большинство голосов в парламенте (обычно 2/3), согласие большинства субъектов федерации на внесение поправки (в США, Швейцарии), одобрение поправки референдумом (в Ирландии), двойной вотум. Жесткость является одной из главных причин стабильности К. Дании 1953 г., К. Японии 1946 г. К. РФ 1993 г. относится к числу жестких К., пересмотр ее положений крайне затруднен. Правила о конституционных поправках и пересмотре К. установлены гл. 9 К. РФ (ст. 134-137) (см.: Ю.А. Тихомиров, И.В. Котелевская. Правовые акты. Учебно-практическое и справочное пособие. - М., 1999; Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. Конституционное право Российской Федерации. - М., 1995);
2) в римском праве обобщающее название законодательных актов римских императоров, имевших высшую юридическую силу. К. издавались в формах: эдиктов (всенародно публикуемых решений императоров); рескриптов (ответов или советов императоров частным лицам и магистратурам по правовым вопросам); декретов (решений, вынесенных императорами по судебным делам); мандатов (императорских инструкций, адресованных чиновникам).