В современной России реализация принципа Р.в. получила свое выражение в признании его в качестве одной из основ конституционного строя РФ, в тех многочисленных положениях Конституции РФ*, которые закрепили систему и компетенцию гос-ных органов, принципы разграничения полномочий между ними. Так, согласно ст. 10, roc-ная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
В государстве, где реализуется принцип Р.в., каждый гос-ный орган, осуществляющий одну из 3-х функций гос-ной власти, взаимодействует с др. гос-ными органами, и при этом они ограничивают друг друга. Такая схема взаимоотношений часто называется системой сдержек и противовесов. В РФ на федеральном уровне данная система реализуется следующим образом: законодательный орган (Федеральное Собрание) принимает законы, определяет нормативную базу деятельности всех органов гос-ной власти, влияет парламентскими способами на деятельность исполнительной власти (вплоть до постановки вопроса о доверии Правительству РФ), в той или иной форме участвует в формировании Правительства РФ и федеральных судебных органов; Правительство РФ осуществляет исполнительную власть: организует исполнение законов, разными способами влияет на законодательный процесс (право законодательной инициативы, обязательность заключений Правительства РФ на законопроекты, требующие привлечения дополнительных федеральных средств, и др.)- Возможность выражения недоверия Правительству РФ сбалансирована возможностью роспуска законодательного органа Президентом РФ, который хотя и не входит в систему Р.в., но обеспечивает необходимое согласование деятельности различных ветвей власти; Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ имеют право законодательной инициативы. Эти федеральные суды в пределах своей компетенции рассматривают конкретные дела, сторонами которых являются др. федеральные органы гос-ной власти.