В основе П.г. находится юридическое и фактическое равенство гос-ной власти, гражданина, общества перед законом. Высшая власть в П.г. - власть закона, которому в равной мере подчиняются все — от высших должностных лиц государства, органов гос-ной власти до рядовых граждан. В П.г. создаются условия правовой свободы личности, основанные на принципе «дозволено все, что прямо не запрещено законом». Человек как субъект права, обладающий высокой правовой культурой, свободен распоряжаться своими силами, способностями, имуществом, руководствуясь действующим правом и собственным правосознанием. Право же, являясь формой и мерой свободы, призвано максимально раздвинуть границы, сковывающие личность прежде всего в экономике, сфере внедрения научно-технического прогресса в производство.
Исторически процесс образования П.г. состоял и состоит в распространении принципа суверенности на право. Этот процесс проходил 3 этапа. Первый, наиболее ранний по времени, - это признание суверенитета государства. После длительной борьбы народов за свои права, мятежей, восстаний, переворотов, социальных революций был завоеван суверенитет народа. Следующим шагом стала борьба за суверенитет права, точнее, за приоритет права по отношению к власти, воле индивида, общества или его части, большинства или меньшинства.
Приоритет права предполагает такое законодательное регулирование общественных отношений, при котором все их участники изначально рассматриваются как равноправные партнеры, деятельность их определяется не усмотрением какой бы то ни было стороны этих отношений, а только велением закона. Это особенно сложно не только в силу укоренившихся традиций попрания закона, но и в силу необходимости определенного самоограничения власти, творящей право. Гос-ная власть может ограничивать свои права ею же созданными законами только при высокой общей и правовой культуре людей, составляющих эту власть.
Подобное самоограничение на практике скорее противоестественно, что и выражается в традициях всевластия, своеволия, самоуправства, беззакония, бюрократизма и т.п. Негативное отношение власти к праву, стремление к привилегиям, желание стать выше закона привели к тому, что противоправная практика власти оказалась еще труднее преодолимой, чем аналогичная практика граждан, пытающихся действовать вне правового пространства.
Потребовалось глубокое преобразование общества и его правосознания, чтобы коренным образом изменить отношение к праву в государстве, а также большая конструктивная работа для преобразования его политической системы в политико-правовом отношении. Ее центральным моментом стала разработка конституционных документов и борьба за введение конституционного правления, занявшая более 3 столетий, которые протекли со времени первых трудов политических философов (Дж. Локка, В. Гумбольдта) и первых конституционных документов в Европе и Америке (конец XVIII в.) до первой конституции в России (XX в.) и современных конституционных текстов в странах, вступивших на путь демократического развития.
Ни власть, ни само право не могут быть реальными гарантами исполнения законов, если право не легитимировано обществом. Только признание гос-ной власти и права обществом может обеспечить активную реализацию права. Но общество в состоянии добиться этого на достаточно высоком уровне гражданского, а значит, и культурного, цивилизованного, материального и интеллектуального развития, т.е. став гражданским обществом, где граждане обладают собственностью, правами и свободами, и такое обладание делает их ответственными за сохранение и умножение этих ценностей. Они же защищают и государство, которое становится ответственным за все виды безопасности человека и общества и их достояние. Основой реально значимых правовых отношений в П.г. оказываются не сами по себе правовые нормы, предписания и санкции, как бы идеально они ни были сформулированы. Их первоосновой служат элементарные свойства порядочности, нравственности, чувство долга, сознание ответственности, способность человека и общества к критическому самопознанию, самоотчету, привычка к порядку и умение дисциплинировать себя, подлинная гражданственность.