В Польше Л. начались с 1562 г., когда было решено производить опись королевских имений через каждые 5 лет с целью определения динамики королевских доходов. После возвращения западных губерний России в 1778 и 1779 гг. была проведена новая Л. казенных имений с целью увеличения доходов казны.
Действовавшее с 28.12.1839 г. Положение о Л. ставило целью получить сведения о всех земельных угодьях и др. принадлежностях казенных имений, средствах производства, находившихся у крестьян, установить новое распределение земель между крестьянами, определить на основании поземельной оценки хозяйственные повинности крестьян и рассчитать доходы от использования земель и оброчных статей. По окончании Л. по каждому имению составлялся «инвентарь», в котором отражались результаты люстрационных работ.
Осуществление Л. возлагалось на состоявших при палатах гос-ных имуществ губернских и уездных люстраторов; для поверки «инвентарей» в 1843 г. в Петербурге при министерстве гос-ных имуществ была создана особая люстрационная комиссия. С 1844 г., когда в западных губерниях начался перевод гос-ных крестьян на оброк, Л. была направлена, главным образом, на укрепление оброчной системы и поземельное устройство крестьян. В 1857 г. Л. была окончена во всех казенных имениях 9 западных губерний. В 1858 и 1867 гг. проводились проверочные Л.
Указом от 16.05.1867 г. гос-ные крестьяне 9 западных губерний были переведены в разряд крестьян-собственников, с предоставлением им наделов в собственность. Такие крестьяне были обложены выкупными платежами в размере исчисленной люстрационными комиссиями оброчной подати, увеличенной на 10%, погашение которой предполагалось производить в течение 49 лет, т.е. до 1.01.1913 г. На люстрационные комиссии возлагалось составление люстрационных актов по каждому отдельному селению. По утверждении этих актов местными губернскими по крестьянским делам присутствиями крестьянам выдавались данные на отведенные им земли. Составление и утверждение люстрационных актов по всем 9 западным губерниям было закончено к 1876 г.;
2) законодательные меры и практика недопущения в аппарат управления (гос-ные, коммунальные учреждения), а иногда и в учреждения образования лиц, неугодных правящим кругам по политическим, религиозным и т.п. мотивам. Расценивается значительной частью общественности как антидемократические меры, ущемляющие права человека.