Ш. содержит нормы гос-ного, гражданского, уголовного и процессуального права, регулирует брачно-семейные и наследственные отношения. Все постановления Ш., как и возможные действия и поступки людей, делятся законодательствами ислама на 5 главных разрядов: строго обязательные (фард и ваджиб), рекомендуемые (мандуб и мустахабб), дозволенные (мубах), неодобряемые, но ненаказуемые (макрух), запрещенные и строго наказуемые (махзур, харам).
Ш. способствовал унификации правовых норм в мусульманских странах. По замыслу богословов, Ш. должен был регулировать все стороны жизни мусульманского общества, но фактически он применяется главным образом в сфере семейного, наследственного и уголовного права. В области торговли, налоговой политики и административного управления Ш. не мог вытеснить более развитые системы сасанидского и римского права. Следует отличать нормы Ш. и обычного права — адата.
В республиках, входивших в Союз ССР, Ш. формально утратил силу после отделения церкви от государства (1918 г.) и окончательного упразднения шариатского судопроизводства (1927 г.); предписания Ш. были сохранены лишь в обрядности и быту мусульман, но фактически его нормы продолжали применяться и в др. сферах. В некоторых зарубежных мусульманских странах Ш. заменен гражданским законодательством (в Турции с 1927 г.); в то же время в ряде государств III. продолжает оставаться действующим правом и основной идеологией (см. подр.: Советская историческая энциклопедия. Т. 16. -М., 1976; История государства и права: словарь-справочник. - М., 1997).