Главная > Справочник > Энциклопедия > Федеральный закон о ратификации и денонсации международных договоров
Федеральный закон о ратификации и денонсации международных договоров
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О РАТИФИКАЦИИ И ДЕНОНСАЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ - в РФ вид федеральных законов, предусмотренных ст. 106 Конституции РФ*. Такие законы отражают смысл п. 4 ст. 15 Конституции РФ о включении международных договоров в национальную правовую систему. В прежние годы в России актом парламентской ратификации служили постановления законодательного органа страны. Теперь Конституция РФ и ст. 14 ФЗ «О международных договорах Российской Федерации»** предусмотрена ратификация международных договоров в форме федерального закона.

Выделение таких законов в особую группу основано на следующих их признаках: а) точное определение предмета этих законов. В ст. 15 ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» установлены 5 видов международных договоров, подлежащих ратификации. Допускается также ратификация тех международных договоров, при заключении которых стороны условились о последующей ратификации; б) в регламентах палат Федерального Собрания предусмотрена особая процедура рассмотрения вопросов о ратификации, прекращении и приостановлении действия международных договоров РФ; в) эти законы отличаются специфической формой, содержащей лишь формулу «ратифицировать международный договор ..., подписанный...»; тем самым такой закон как бы удостоверяет, признает международный договор и является способом включения его в национальную правовую систему, а договор при этом составляет содержательную часть ратифицирующего акта.

Тексты международных договоров в форме закона публикуются не в Собрании законодательства РФ, а в Бюллетене международных договоров.

Указанные федеральные законы не отличаются от др. федеральных законов своей юридической силой. Между тем в ратифицированных ими международных договорах могут содержаться иные правила, чем в соответствующем законе (п. 4 ст. 15 Конституции РФ), и тогда применяются именно эти правила. Таким образом, вводящие подобные правила законы неизбежно приобретают приоритетный характер по сравнению с др. федеральными законами (см.: Ю.А. Тихомиров, И.В. Котелевская. Правовые акты. - М., 1999).


fl̉ÂÍÒ.ÃÂÚË͇