Выделение таких законов в особую группу основано на следующих их признаках: а) точное определение предмета этих законов. В ст. 15 ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» установлены 5 видов международных договоров, подлежащих ратификации. Допускается также ратификация тех международных договоров, при заключении которых стороны условились о последующей ратификации; б) в регламентах палат Федерального Собрания предусмотрена особая процедура рассмотрения вопросов о ратификации, прекращении и приостановлении действия международных договоров РФ; в) эти законы отличаются специфической формой, содержащей лишь формулу «ратифицировать международный договор ..., подписанный...»; тем самым такой закон как бы удостоверяет, признает международный договор и является способом включения его в национальную правовую систему, а договор при этом составляет содержательную часть ратифицирующего акта.
Тексты международных договоров в форме закона публикуются не в Собрании законодательства РФ, а в Бюллетене международных договоров.
Указанные федеральные законы не отличаются от др. федеральных законов своей юридической силой. Между тем в ратифицированных ими международных договорах могут содержаться иные правила, чем в соответствующем законе (п. 4 ст. 15 Конституции РФ), и тогда применяются именно эти правила. Таким образом, вводящие подобные правила законы неизбежно приобретают приоритетный характер по сравнению с др. федеральными законами (см.: Ю.А. Тихомиров, И.В. Котелевская. Правовые акты. - М., 1999).