В России с целью развития К. в 1784 г. всем народам была предоставлена свобода торговать в Херсоне, Севастополе и Феодосии на собственных или наемных судах. По ст. 138 и 184 Устава Торгового (1887 г.) каботажное судоходство определялось как «перевоз товаров или пассажиров из одного российского порта в другой, на одном и том же море лежащий». Право осуществлять К. предоставлялось только российским подданным и судам, плавающим под российским флагом. В таможенном отношении различали: каботажное плавание (между таможенными пунктами) и прибрежное плавание (между таможенным и нетаможенным пунктами); для этих видов плавания существовали особые таможенные правила (ст. 1056-1062 Устава Таможенного, Свод Законов, т. VI, изд. 1892 г.).
Законодательство РФ определяет К. как перевозки и буксировку в сообщении между морскими портами РФ. К. осуществляется судами, плавающими под Государственным флагом РФ (ст. 4 КТМ РФ*).
В соответствии с международными договорами РФ или в случаях и порядке, установленных Правительством РФ, перевозки и буксировка в К. могут осуществляться судами, плавающими под флагом иностранного государства. Напр., в соответствии с постановлением Правительства РФ «О перевозках и буксировке в каботаже судами, плавающими под флагом иностранного государства»** установлено, что К. может осуществляться такими судами, если: для перевозок и буксировки требуется специализированный флот, отсутствующий в составе судов, плавающих под Государственным флагом РФ; необходимо обеспечить срочные перевозки и буксировку и отсутствует возможность осуществления этого судами, плавающими под российским флагом. Перевозки и буксировка в К. судами, плавающими под флагом иностранного государства, могут осуществляться только между портами, открытыми для иностранных судов. Разрешение на осуществление К. такими судами выдается Минтрансом РФ.