Средневековые богословы (моралисты) и юристы стремились охватить всю совокупность как реальных, так и возможных или просто вымышленных случаев, подвести каждый из них под определенный принцип и дать, таким образом, исповеднику или судье руководство, из которого он мог бы почерпнуть готовый ответ на каждый вопрос. Для этого создавались специальные труды (Summae богословов, Casus глоссаторов и др.), где в систематическом порядке располагалось бесчисленное количество казусов, так или иначе разрешаемых.
С XVI в. в большей части казуистических сочинений обнаруживается стремление поставить К. в более тесную связь с теоретической теологией; решению отдельных казусов казуисты предпосылали краткое изложение общих принципов, однако казуистический элемент оставался главным. Значительную роль в казуистической обработке морали играло различение трудных и легких для исполнения законов, трудных и легких обязанностей, больших и малых преступлений, смертных и простительных грехов. В XVI и XVII вв. К. разрабатывали и протестантские богословы (Вильгельм Амезиус, Балдуин, Буддей);
2) рассмотрение отдельных судебных дел (казусов) с точки зрения того, как они должны решаться согласно нормам права;
3) изворотливость в доказательстве ложных или сомнительных положений.