Общая авария
ОБЩАЯ АВАРИЯ (англ. general/gross average) -в законодательстве РФ о торговом мореплавании убытки, понесенные вследствие намеренно и разумно произведенных чрезвычайных расходов или пожертвований ради общей безопасности, в целях сохранения от общей опасности имущества, участвующего в общем морском предприятии, — судна, фрахта и перевозимого судном груза. О.а. признаются только такие убытки, которые являются прямым следствием указанных действий (ст. 284 КТМ РФ*).

О.а. распределяется между судном, грузом и фрахтом соразмерно их стоимости во время и в месте окончания общего морского предприятия, определяемой в соответствии с правилами, установленными ст. 304 КТМ РФ. Общее морское предприятие также имеет место в случае, если одно или несколько судов буксируют либо толкают др. судно или др. суда при условии, если они все участвуют в коммерческой деятельности, но не в спасательной операции.

При отсутствии соглашения сторон о подлежащем применению праве отношения, возникающие из О.а., регулируются законом государства, в порту которого судно закончило рейс после происшествия, вызвавшего О.а. В случаях, если все лица, интересы которых затронуты О.а., принадлежат к одному и тому же государству, применяется закон данного государства.

Порядок распределения О.а., если она распределяется в РФ, регулируется правилами, установленными гл. XVI КТМ РФ. Эти правила применяются в случае, если принимаются меры по сохранению судов и их грузов, если грузы имеются, от общей опасности. Судно не подвергается общей опасности вместе с др. судном или др. судами, если в результате простого отсоединения от др. судна или др. судов оно находится в безопасности. Если отсоединение представляет собой акт О.а., то общее морское предприятие продолжается.

В соответствии со ст. 285 КТМ РФ правила об О.а., установленные гл. XVI КТМ РФ, кроме правил, установленных п. 1 ст. 284 и ст. 305-309 КТМ РФ, применяются, если соглашением сторон не установлено иное. В случаях, если это предусмотрено соглашением сторон, а также в случаях неполноты подлежащего применению закона при определении рода аварии, определении размеров общеаварийных убытков и их распределении применяются Йорк-Антверпенские правила об общей аварии и др. международные обычаи торгового мореплавания. Право на возмещение убытков в порядке распределения О.а. сохраняется и в случае, если опасность, вызвавшая чрезвычайные расходы или пожертвования, возникла по вине одной из сторон договора морской перевозки груза или третьего лица. Однако такое распределение не лишает участников О.а. права на взыскание с ответственного лица причиненных убытков.

Виды убытков, признаваемые О.а., установлены в ст. 286-296 КТМ РФ.


fl̉ÂÍÒ.ÃÂÚË͇