В отечественной правовой истории форма О.з. применяется в условиях существования Федерации. Согласно Конституции СССР 1977 г. к ведению Союза ССР относились обеспечение единства законодательного регулирования на всей территории СССР, установление О.з. Союза ССР и союзных республик. В 60-80-х гг. было принято свыше полутора десятков таких актов. С подписанием Федеративного договора форма О.з., издаваемых федеральными органами гос-ной власти, прочно вошла в гражданско-правовой оборот, и ее даже стали считать главной формой федерального законотворчества.
В Конституции РФ* этот вид федеральных законов прямо не предусмотрен. Однако О.з., являясь особой, специфической формой базового кодификационного закона, с присущей именно им формой внутренней организации нормативного материала могли бы достаточно эффективно использоваться в законотворческой практике как разновидность федерального закона в некоторых сферах совместного ведения РФ и ее субъектов (напр., культура, здравоохранение и др.). В О.з. целесообразно указывать, какой нормативный правовой акт (или акты) должны быть приняты по тому или иному вопросу в развитие О.з.
Изменившиеся условия требуют и определенной корректировки самого характера, природы О.з. Это должен быть основополагающий акт несколько иного, по сравнению с традиционным, типа, с большей вариантностью правового регулирования для субъектов РФ. Некоторые федеральные законы типа общих принципов, основ гос-ной политики и т.п. схожи с О.з., но нередко в них излишне подробно и детально регламентируется компетенция органов субъектов РФ, что искажает смысл и объем подобных федеральных законов (см. подр.: Ю.А. Тихомиров, И.В. Котелевская. Правовые акты. Учебно-практическое и справочное пособие. - М., 1999).