Главная > Справочник > Энциклопедия > Предвыборная агитация
Предвыборная агитация
ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ (англ. election agitation) - по законодательству РФ о гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме деятельность граждан РФ, кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков и общественных объединений, имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к участию в выборах, а также к голосованию за тех или иных кандидатов (списки кандидатов) или против них (ст. 2 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»**).

Государство обеспечивает гражданам РФ, общественным объединениям, политическим партиям при проведении выборов свободное проведение агитации в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов РФ. Указанные субъекты вправе в допускаемых законом формах и законными методами вести агитацию за участие в выборах, за или против любого зарегистрированного кандидата (за список кандидатов или против него). Зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям (блокам) гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации (СМИ).

П.а. может осуществляться через СМИ, путем проведения массовых мероприятий (собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий), выпуска и распространения агитационных печатных материалов, в иных установленных законом формах. Зарегистрированный кандидат, избирательное объединение (блок) вправе самостоятельно определять форму и характер своей агитации через СМИ.

В П.а. не могут участвовать члены избирательных комиссий с правом решающего голоса, гос-ные органы, органы местного самоуправления, благотворительные организации, религиозные объединения, а также лица, замещающие гос-ные и муниципальные должности, гос-ные и муниципальные служащие, военнослужащие при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей или с использованием преимуществ должностного или служебного положения.

При публикации результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами, СМИ обязаны указывать организацию, проводившую опрос, время его проведения, число опрошенных (выборку), метод сбора информации, точную формулировку вопроса, статистическую оценку возможной погрешности.

Детальное правовое регулирование П.а. осуществляется законами о выборах (см. напр., гл. VIII ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»**).


fl̉ÂÍÒ.ÃÂÚË͇