Основания принятия З.с. РФ определены в их конституциях и уставах, федеральных законах и др. нормативных правовых актах. Это вопросы той части совместной компетенции Федерации и субъекта РФ, которая отнесена к ведению последнего, и вопросы исключительной компетенции субъектов РФ. Кроме того, границы их самостоятельной законодательной деятельности четко установлены в пп. 2, 4-6 ст. 76 Конституции РФ.
З.с. РФ обладает высшей (после конституции или устава) юридической силой в системе законодательства соответствующего субъекта РФ. Все остальные правовые акты в республике, области и др. не должны противоречить З.с. РФ. Акты федеральных органов, в частности министерств и ведомств, не могут противоречить З.с. РФ или вторгаться в сферу их регулирования.
Родовое понятие «З.с. РФ» находит выражение в различных юридических формах. В конституциях ряда республик установлен такой вид акта, как конституционный закон. Напр., ст. 53 Конституции Республики Саха (Якутия) предусматривает принятие в особом порядке конституционного закона о порядке деятельности Гос-ного Собрания и его палат. Подавляющая часть законов республик, областей и др. именуется законами.
Применяется и такая форма З.с. РФ, как кодекс. В Республике Башкортостан приняты 16 кодексов, действуют кодекс Свердловской области об административной ответственности, избирательный кодекс
Воронежской области и др. Однако форма кодекса далеко не всегда соответствует объему законодательной компетенции субъектов РФ. Спорным является принятие З.с. РФ в такой форме, как «основы», «основы законодательства», которая в большей степени присуща федеральным актам (см. подр.: Ю.А. Тихомиров, И.В. Котелевская. Правовые акты. Учебно-практическое и справочное пособие. - М., 1999).