Важным элементом конституционного статуса субъекта РФ, согласно п. 2 ст. 5 Конституции РФ*, является наличие конституции республики (государства) и устава края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа. Устав служит основным конституционным актом для большой группы субъектов РФ, его иногда называют своего рода конституцией. Но это скорее образное сравнение, поскольку для российской истории акт такого типа имел и имеет самостоятельное значение как в терминологическом, так и в содержательном смысле.
У.с. РФ широко обсуждались населением, в СМИ, депутатами, учеными и специалистами. Проводились круглые столы и конференции в Москве и регионах, готовились научно-практические рекомендации и варианты примерных уставов. Все это позволило законодательным органам указанных субъектов РФ принять уставы. В некоторые из них вносились изменения и дополнения.
Уставы схожи между собой, поскольку закрепляют одинаковый статус субъектов РФ, и обладают следующими признаками: а) консолидированное и прямое выражение воли и интересов населения субъекта РФ; б) первичное и основополагающее закрепление всех элементов статуса субъекта РФ; в) обеспечение комплексного законодательного регулирования сфер жизнедеятельности субъекта РФ; г) наивысшая юридическая сила среди законов и иных правовых актов субъекта РФ; д) конституирующая роль с установлением основных гос-ных и демократических институтов.
Все уставы исходят из единых принципов: уважения и защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения народовластия и выражения интересов населения, верховенства права, организации гос-ных и общественных институтов на основе сочетания общероссийских интересов, многообразия экономической и иной деятельности.
Уставы имеют прямое действие на всей территории соответствующего субъекта РФ. В случае противоречия уставу законов и иных региональных правовых актов действуют нормы устава. Среди них много компетенционных, статутных и общережимных норм.
У.с. РФ отличаются друг от друга своей структурой и соотношением составных частей, неодинаковой степенью собственно уставного регулирования, содержанием закрепленных в них институтов. Такое разнообразие оправдано, если оно предопределяется спецификой тех или иных субъектов РФ (их устройства, территории, ресурсов, состава населения), и не оправдано, если порождает противоречия с федеральным законодательством. Сказывается неодинаковый уровень юридической проработки отдельных частей уставов и использования достижений юридической науки и обобщенных материалов государственно-правовой практики.
В определении уставного статуса субъектов РФ уставы исходят из единых позиций. В объеме же полномочий есть особенности, связанные с заключением внутрифедеральных договоров и соглашений. Подробно регулируются вопросы организации гос-ной власти; здесь наблюдается большое разнообразие, подчас превышающее допустимую меру. Это касается видов, функций и особенно взаимоотношений гос-ных органов. В большинстве уставов очень детально регулируются отношения непосредственной демократии, институты народной правотворческой инициативы. Как правило, в уставах содержится намного более подробная, чем в Конституции РФ, регламентация вопросов экономики, бюджета и налогов, что вполне оправдано.
Предусматривается порядок разрешения споров и юридических коллизий. Обеспечение законности и правопорядка отражено в У.с. РФ с учетом действия как федеральных, так и собственных структур, напр., в ряде областей созданы уставные суды и палаты, уполномоченные по правам человека (см. подр.: Ю.А. Тихомиров, И.В. Котелевская. Правовые акты. - М., 1999).