Данное понимание Ю.к., предложенное профессором Ю.А. Тихомировым в его книге «Коллизионное право: учебное и научно-практическое пособие» (М., 2000), является ключевым для понимания всех системных противоречий в праве. В нем отражаются прежде всего противоречия между существующими правовыми актами и институтами, правопорядком, притязаниями и действиями по их изменению, признанию или отторжению. Классическое противоречие между «сущим» и «должным» здесь приобретает правовые признаки. Традиционное понимание Ю.к. как коллизии правовых актов отражает лишь один из аспектов этого многогранного правового феномена.
Наиболее острым проявлением Ю.к. является юридический конфликт, который представляет собой Ю.к. с наиболее острым противоборством сторон. При юридическом конфликте отторжению и разрушению подвергаются институты и даже основы конституционного строя, правовая система и действующий правопорядок.
Процессуальная сторона Ю.к. проявляется в юридических спорах. Стороны спора аргументированно выступают по его предмету, доказывая правомерность или неправомерность действий, актов. Решение по существу спора принимает третья сторона, официально признавая их правомерными или неправомерными. Ю.к. разрешается в итоге легальным путем и в легальной форме.
Проявление Ю.к. в предметном плане может быть двойственным. С одной стороны, в собственно правовой сфере, когда ее предмет сугубо нормативен, напр., коллизия правовых актов, различия в правопонимании, толковании, расхождения в применении правовых норм. С другой стороны, Ю.к. почти всегда присутствует в иных противоречиях и конфликтах (межнациональные противоречия, споры в экономической, трудовой, социальной, экологической, политической, международной, семейной и иных сферах жизни общества).
Ю.к. может служить причиной или поводом к возникновению др. конфликтов. Нередко она бывает и следствием иного конфликта, когда, напр., экономические противоречия между федерацией и ее субъектами сопровождаются спорами о границах компетенции, объеме бюджетных, налоговых полномочий тех или иных органов.
В литературе принято выделять объективные и субъективные причины Ю.к. Напр., профессор Н.И. Матузов к первым относит такие, как противоречивость, динамизм и изменчивость самих общественных отношений, их скачкообразное развитие; отставание («старение») права, которое в силу своей «консервативности» не может поспевать за течением жизни. В ней то и дело возникают «нештатные» ситуации, требующие официальной реакции. Право вынуждено на ходу перестраиваться. К субъективным причинам коллизий относятся такие, которые зависят от воли и сознания людей (политиков, законодателей), гос-ной власти. Это, напр., отсутствие должной правовой культуры, демократических традиций, опыта, низкое качество законов и др. нормативных актов, пробелы в праве, непродуманность и слабая координация нормотворческого процесса, неупорядоченность правового материала, нечеткая или неполная его систематизация, недостатки в работе соответствующих органов, учреждений, должностных лиц, бюрократизм и др. факторы.
Ю.к. проявляются в различных формах, на разных уровнях, с неодинаковой степенью остроты и с непредсказуемыми последствиями. Выделяют 4 их основные группы: а) коллизии между нормативными актами или отдельными юридическими нормами; б) коллизии в правотворчестве (бессистемность, дублирование, издание взаимоисключающих актов); в) коллизии в правоприменении (разнобой в практике реализации одних и тех же предписаний, необоснованные судебные решения и приговоры, несогласованные управленческие действия); г) коллизии полномочий и статусов гос-ных органов, общественных организаций, должностных лиц, др. властных структур и образований (см. подр.: Теория государства и права. - Саратов, 1995).