Традиционно выделяются 4 основных направления в А. - индивидуалистическое, мютюэлистское, коллективистское и коммунистическое. В основу теории индивидуалистического А. была положена идея абсолютной свободы человека, который в своих желаниях и поступках не должен быть связан ни существующими религиозными догмами, ни нормами права и морали (М. Штирнер, «Единственный и его достояние», 1845 г.).
Принцип обмена товарами на базе «свободного договора» (конец XIX в. - Д. Уоррен, Б. Такер) стал основополагающим в теории мютюэлизма, созданной П.Ж. Прудоном. Организация безденежного, эквивалентного обмена товарами между всеми членами общества, являющимися одновременно самостоятельными частными производителями, и финансирование их деятельности при минимальной процентной ставке через т.н. народный банк означали бы, по замыслу Прудона, полную независимость личности от государства, делая последнее ненужным и в конце концов обреченным на уничтожение.
Идеи Прудона, получившие распространение в 60-х гг. XIX в., были постепенно вытеснены коллективистским А., главным теоретиком которого стал М.А. Бакунин, считавший, что государство в любой его форме является орудием угнетения, и выступавший за его уничтожение революционным путем. Отвергая государственность как таковую, Бакунин высказывался против участия рабочих в парламентских выборах и в представительных органах власти. Его социальным идеалом являлось общество, основанное на «свободной федерации» крестьянских и рабочих ассоциаций, коллективно владеющих землей, орудиями труда, в которых процесс производства и распределения также носил бы коллективный характер, но с учетом вклада каждого участника.
Идейные традиции коллективистского направления были продолжены теоретиком коммунистического А. П.А. Кропоткиным, положившим в основу своего учения «биосоциологический закон взаимной помощи», определяющий якобы естественное стремление людей к сотрудничеству, а не к борьбе друг с другом. Поэтому переход к федерации свободных коммун, базирующихся на коммунистических принципах производства и распределения, по Кропоткину, был возможен лишь путем революционного разрушения того, что, по его мнению, разъединяет людей, - государственной власти и частной собственности.
В XIX в. идеи А. получили некоторое распространение во Франции, Швейцарии, Испании, Италии и США. Тем не менее попытки путем агитации подтолкнуть массы к восстанию закончились неудачей, что обусловило поворот А. к т.н. пропаганде действием, призванной при помощи террора в отношении представителей господствующего класса спровоцировать массовые революционные выступления. Поражение А. и на этом направлении способствовало формированию принципиально новой тактической линии, предполагавшей в борьбе за уничтожение буржуазного государства использовать в качестве опоры пролетарские профсоюзные организации и положившей начало анархо-синдикалистскому течению в международном рабочем движении. В России идеи А., пользовавшиеся определенным влиянием в среде народнической интеллигенции в конце XIX в., прошли этап заметного подъема в ходе революции 1905-1907 гг. и получили особенно широкое распространение в период гос-ного переворота 1917 г. (см.: Политология: энциклопедический словарь. - М., 1993).