Морской лоцман
МОРСКОЙ ЛОЦМАН (англ. maritime/marine pilot) — по законодательству РФ о торговом мореплавании лицо, имеющее выданное капитаном морского порта лоцманское удостоверение о праве лоцманской проводки судов в определенных районах и осуществляющее лоцманскую проводку судов. М.л. могут быть граждане РФ, удовлетворяющие требованиям положения о морских лоцманах, утвержденного федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обороны и в области рыболовства. М.л. является работником лоцманской службы roc-ной организации. Негосударственные организации по лоцманской проводке судов создаются с учетом особенностей, определяемых постановлением Правительства РФ, и требований, установленных КТМ РФ* и иными правовыми актами РФ. Перечень портов, в которых допускается деятельность негосударственных организаций по лоцманской проводке судов, устанавливается Правительством РФ (ст. 87 КТМ РФ).

Во время лоцманской проводки судна М.л. обязан немедленно сообщать капитану морского порта о: любых переменах на фарватерах, которые могут создавать угрозу безопасности мореплавания; любых происшествиях с судном, лоцманскую проводку которого он осуществляет, и с др. судами в обслуживаемом им районе; невыполнении капитаном судна, лоцманскую проводку которого он осуществляет, правил плавания судов и предотвращения загрязнения с судов нефтью, вредными веществами, сточными водами или мусором.

В целях безопасности плавания судна капитан судна следует разумным рекомендациям М.л. и не вмешивается в его работу без достаточных на то оснований. Присутствие на судне М.л. не устраняет ответственность капитана судна за управление судном. При наличии достаточных оснований для сомнений в правильности рекомендаций лоцмана капитан судна вправе в целях безопасного плавания судна отказаться от услуг данного лоцмана. В случае, если лоцманская проводка судна является обязательной, капитан судна должен потребовать заменить лоцмана. М.л., виновный в ненадлежащей лоцманской проводке судна, может быть лишен лоцманского удостоверения.

Организация, работником которой является М.л., осуществлявший лоцманскую проводку судна, несет ответственность за убытки, причиненные судну в результате ненадлежащей лоцманской проводки судна по вине лоцмана. Эта организация может ограничить свою ответственность суммой, равной 10-кратному размеру лоцманского сбора, причитающегося за лоцманскую проводку судна. Организация не отвечает перед третьими лицами за убытки, причиненные в результате ненадлежащей лоцманской проводки судна.

С судов, пользующихся услугами М.л., взимается лоцманский сбор, размер и порядок взимания которого, а также категории освобождаемых от уплаты сбора судов определяются в порядке, установленном законодательством РФ.


fl̉ÂÍÒ.ÃÂÚË͇