В парламентарных странах П. формируется по поручению главы государства лидером партии (при коалиционном П. - одним из лидеров партий), располагающей большинством мест в однопалатном парламенте или в нижней палате двухпалатного парламента; в президентских республиках - президентом, причем каждый из назначаемых им членов П. должен быть утвержден парламентом (обычно верхней палатой).
Члены П. (министры, министры без портфеля, гос-ные министры, гос-ные секретари и т.д.) руководят конкретными центральными органами государственного управления, в парламентарных странах они обязательно должны быть членами парламента; в президентских же республиках, а также в полупрезидентских (во Франции в соответствии с Конституцией 1958 г.) действует принцип несовместимости министерского портфеля и депутатского мандата.
В парламентарных странах П. несет коллегиальную ответственность перед парламентом (в двухпалатных парламентах — перед нижней палатой). Это означает, что в случае утраты парламентского большинства (напр., при расколе правительственной коалиции) П. обязано либо уйти в отставку (что знаменует начало правительственного кризиса, заканчивающегося формированием нового П. и получением им вотума доверия в парламенте), либо распустить парламент и назначить досрочные выборы. В федеративных государствах существуют центральное (федеральное) П. и П. входящих в состав федерации гос-ных образований (см. подр.: Юридический энциклопедический словарь. - М, 1984). См. также Правительство РФ.