В России Б. учрежден в 1862 г. при осуществлении финансовых реформ 1862-1868 гг., вместо росписи доходов и расходов государства. Земские, городские, сословные, благотворительные Б. в общую смету не входили, но включались в особые приложения. Статьи гос-ного Б. подразделялись на обыкновенные, т.е. повторявшиеся из года в год, и чрезвычайные (напр., доходы от гос-ных займов, вкладов в Госбанк на вечное хранение; расходы, связанные с войной, неурожаем, выплатой значительных пособий частным обществам и пр.). Обыкновенные доходы формировались за счет прямых и косвенных налогов, пошлин, поступлений от правительственной регалии, казенных имуществ и капиталов, отчуждения (продажи в частный сектор) гос-ного имущества, выкупных платежей, возмещения доходов гос-ного казначейства.
В РФ Б. облекаются в правовую форму путем принятия федеральных законов, законов субъектов РФ, правовых актов местного самоуправления. Так, федеральный бюджет и Б. государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов РФ и Б. территориальных гос-ных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов РФ, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.
В случаях, если БК РФ предусматривает регулирование определенных отношений законом о Б., для органов местного самоуправления эти отношения должны быть урегулированы соответствующими нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о Б. либо актами о Б., принимаемыми в порядке, установленном уставами муниципальных образований. См. также Бюджетная система; Бюджетное право; Бюджетное регулирование; Бюджетное устройство; Бюджетный закон; Бюджетный процесс.