Главная > Справочник > Энциклопедия > Континентальный шельф
Континентальный шельф
КОНТИНЕНТАЛЬНЫЙ ШЕЛЬФ (англ. continental shelf) — морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределы территориального моря прибрежного государства на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или на расстояние 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, когда внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние (ст. 76 Конвенции ООН по морскому праву**).

С учетом этого К.ш. РФ определяется как морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря РФ на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка. Подводной окраиной материка является продолжение континентального массива РФ, включающего в себя поверхность и недра К.ш., склона и подъема. Определение К.ш. применяется также ко всем островам РФ (ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации»**).

Внутренней границей К.ш. является внешняя граница территориального моря. Делимитация К.ш. между РФ и государствами, побережья которых противолежат побережью РФ или являются смежными с побережьем РФ, осуществляется на основе международных договоров РФ или норм международного права. Внешняя граница К.ш. находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, при условии, что внешняя граница подводной окраины материка не простирается на расстояние более 200 морских миль. Если подводная окраина материка простирается на расстояние более 200 морских миль от указанных исходных линий, внешняя граница К.ш. совпадает с внешней границей подводной окраины материка, определяемой в соответствии с нормами международного права.

По уголовному законодательству РФ незаконное возведение сооружений на К.ш. РФ, незаконное создание вокруг них или в исключительной экономической зоне РФ зон безопасности, а равно нарушение правил строительства, эксплуатации, охраны и ликвидации возведенных сооружений и средств обеспечения безопасности морского судоходства являются экологическими преступлениями и влекут уголовную ответственность по ст. 253 УК РФ*. В ч. 2 ст. 253 УК РФ предусмотрена ответственность за исследование, разведку, разработку естественных богатств К.ш. РФ или исключительной экономической зоны РФ, проводимые без соответствующего разрешения.


fl̉ÂÍÒ.ÃÂÚË͇