Район - А.-т.е., составляющая часть республики, края, области, автономной области (округа). В экономическом отношении каждый район представляет собой сложный многоотраслевой организм, включающий сельскохозяйственные предприятия, как правило, небольшие промышленные предприятия -главным образом по переработке сельскохозяйственного сырья, коммунально-бытовые и торгово-закупочные организации. Ведущее место в районе принадлежит сельскохозяйственному производству. Кроме того, каждый район является базой для всех видов социально-культурного обслуживания сельского населения.
Города являются местом сосредоточения значительного числа промышленных предприятий, предприятий и учреждений коммунального хозяйства, жилого фонда, медицинских, культурно-просветительных и др. учреждений, связанных с обслуживанием населения. По подчиненности, зависящей от значения города, численности населения, промышленного и культурного уровня, перспектив развития и ряда др. условий различаются города: республиканского (республики в составе РФ) значения; краевого, областного, окружного (автономный округ) значения; районного значения.
Обеспечение нормального функционирования наиболее крупных городов с их сложным хозяйством, обширной территорией и многочисленным населением обусловило необходимость деления их на менее крупные А.-т.е. - городские районы.
Городские районы созданы во многих городах республиканского, краевого и областного значения, насчитывающих свыше 100 тыс. человек населения. Они являются частью этих городов и представляют собой новую А.-т.е. К городским поселениям, являющимся одним из видов А.-т.е., относятся также поселки. Они отличаются от городов меньшими размерами территории и численности населения. Поселки делятся на три категории: рабочие, курортные и дачные.
К категории рабочих поселков относятся населенные пункты, на территории которых имеются промышленные предприятия, стройки, железнодорожные узлы и др. экономически важные объекты. Курортными поселками являются населенные пункты, расположенные в местностях, имеющих лечебное значение. К дачным поселкам относятся населенные пункты, основное назначение которых заключается в обслуживании городов в качестве места летнего отдыха или санаторного лечения.
Самой многочисленной А.-т.е. в настоящее время являются сельские поселения (села, станицы, деревни, хутора, аулы и др.), подавляющее большинство жителей которых занято сельским хозяйством.
Помимо перечисленных А.-т.е., ставших давно уже традиционными, на территории РФ в последние годы созданы и другие А.-т.е. Так, территория Москвы делится не на районы в городе, как это было прежде, а на административные округа, которые включают в себя муниципальные районы. Административный округ - внутригородская А.-т.е., система органов власти которой строится на основе централизованного управления. Муниципальный район — А.-т.е. Москвы, в границах которой осуществляется самоуправление населения, проживающего на данной территории. Муниципальные районы образуются с учетом социально-экономических характеристик соответствующих территорий, их градостроительных и исторических особенностей, наличия жилых комплексов и объектов муниципальной инфраструктуры. Границы и названия муниципальных районов устанавливаются Московской городской Думой по представлению мэра Москвы. Муниципальный район делится на микрорайоны (поселения), в которых могут создаваться органы территориального общественного самоуправления. Границы и название микрорайона определяются органами местного самоуправления муниципального района.
На территории некоторых субъектов Федерации для компактно проживающих численно небольших групп национальностей создаются национальные административно-территориальные образования (как правило, районы). Немецкие национальные районы созданы в Алтайском крае и в Омской области. Статья 43 Конституции (Основного Закона) Республики Саха (Якутия) устанавливает, что на территории компактного проживания представителей малочисленных народов Севера национальные административно-территориальные образования могут быть созданы по волеизъявлению населения.
В РФ имеются и А.-т.е., обладающие особым статусом, - закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО). Территория и границы таких А.-т.е. определяются исходя из особого режима безопасного функционирования предприятий и (или) объектов, а также с учетом потребностей развития населенных пунктов. Границы ЗАТО могут не совпадать с границами республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, районов. В ведение органов местного самоуправления ЗАТО передаются др. населенные пункты, расположенные на его территории.
Особенности административно-территориального устройства определяются в конституциях и уставах субъектов РФ. Напр., А.-т.е. в Республике Адыгея являются аул, село, хутор, станица, поселок городского типа, город, район. Порядок образования и изменения А.-т.е. Адыгеи определяется законом Республики (ст. 55 Конституции Республики Адыгея). Согласно ст. 125 Конституции Республики Башкортостан порядок образования, изменения и упразднения А.-т.е., критерии отнесения поселений к городским и сельским населенным пунктам, а также иные вопросы административно-территориального устройства республики регулируются законом Республики Башкортостан. В Республике Марий Эл А.-т.е. являются район, город республиканского значения, город районного значения, сельсовет и поселок (ст. 97, п. 3 ст. 99 Конституции Республики Марий Эл); ст. 66 Конституции Республики Мордовия в качестве А.-т.е. называет район, город республиканского значения, город, район в городе, сельский населенный пункт. В соответствии со ст. 85 Конституции (Основного Закона) Республики Саха (Якутия) А.-т.е. в республике являются улус, город, наслег, поселок, село.
Образование, упразднение, объединение, установление границ базовых А.-т.е. осуществляется органами гос-ной власти соответствующих субъектов РФ, а первичных А.-т.е. — органами гос-ной власти или органами местного самоуправления базовых А.-т.е., в состав которых входят соответствующие первичные А.-т.е. Решение о создании ЗАТО с установлением его административно-территориальной подчиненности принимается Президентом РФ по представлению Правительства РФ в случаях, когда иные меры не могут обеспечить безопасное функционирование предприятий и объектов (см. подр.: Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. Конституционное право Российской Федерации: учебник. - М., 1995).