Президент рф
ПРЕЗИДЕНТ РФ (англ. President of RF) - в РФ глава государства, гарант Конституции РФ*, прав и свобод человека и гражданина. Согласно ст. 12Г Конституции РФ, действовавшей до 12.12.1993 г., П. РФ являлся высшим должностным лицом РФ и главой исполнительной власти в государстве. Пост Президента РСФСР учрежден по результатам всероссийского референдума 17.03.1991 г. Первым в истории России всенародно избранным Президентом РСФСР, а с лета 1996 г. — П. РФ, был Б.Н. Ельцин, занимавший этот пост в период коренного реформирования российского общества и государства - один из сложнейших в отечественной истории (с лета 1991 г. до конца 1999 г.).

В порядке, установленном Конституцией РФ*, П. РФ принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и гос-ной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов гос-ной власти. Он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами, представляет РФ внутри страны и в международных отношениях.

П. РФ избирается на 4 года гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. П. РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность П. РФ более 2 сроков подряд. Порядок выборов П. РФ определяется ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»**.

П. РФ приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги российскому народу и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным П. РФ. Полномочия П. РФ могут быть прекращены досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. При этом выборы нового П. РФ должны состояться не позднее 3 месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий. Во всех случаях, когда П. РФ не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства РФ. Исполняющий обязанности П. РФ, в отличие от П. РФ, не вправе распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ.

Деятельность П. РФ призвана обеспечить решение важных гос-ных задач, с одной стороны, и согласованное функционирование и взаимодействие органов гос-ной власти — с другой. Компетенция П.РФ установлена в ст. 80, 83-90 Конституции РФ.

Полномочия П. РФ могут быть сгруппированы следующим образом: а) назначение Председателя Правительства РФ; право председательствовать на заседаниях Правительства РФ; принятие решения об отставке Правительства РФ; представление Гос-ной Думе кандидатуры для назначения на должность Председателя ЦБР; постановка перед Гос-ной Думой вопроса об освобождении его от должности; назначение на должность и освобождение от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров; представление Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, а также кандидатуры Генерального прокурора РФ; внесение в Совет Федерации предложения об освобождении от должности Генерального прокурора РФ; назначение судей др. федеральных судов; формирование Совета Безопасности РФ и руководство им; утверждение военной доктрины РФ; назначение и освобождение высшего командования Вооруженных Сил РФ, дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях; б) назначение выборов Гос-ной Думы, роспуск Гос-ной Думы в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ; назначение референдума; внесение законопроектов в Гос-ную Думу; подписание и обнародование федеральных законов; в) обращение к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики, руководство внешней политикой, решение важнейших политических и социально-экономических вопросов жизни страны; г) П. РФ при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории РФ или в отдельных ее областях чрезвычайное положение, военное положение.

П. РФ вправе решать вопросы гражданства РФ и предоставления политического убежища; награждать гос-ными наградами РФ, присваивать почетные звания РФ, высшие воинские и высшие специальные звания; осуществлять помилование.

По характеру своих функций П. РФ не входит непосредственно в «триаду» разделения властей. Вместе с тем в своей деятельности он соприкасается с законодательной, исполнительной и судебной властями. Все это предопределяет содержание и виды актов П. РФ и их соотношение с др. правовыми актами. П. РФ издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ.

Наиболее важными признаками президентских актов являются: а) высокое место этих актов в правовой системе, после Конституции РФ и федеральных законов; б) широта регулируемых актами П. РФ общественных отношений в силу масштабности его функций и полномочий; в) общеобязательность исполнения указов и распоряжений П. РФ на всей территории РФ; г) единоличный порядок издания актов главы государства, сочетаемый с использованием консультативно-совещательных процедур их подготовки и предварительного рассмотрения; д) соответствие президентских актов Конституции РФ и федеральным законам; е) многообразие содержания актов ввиду сочетания в них общенормативных, конкретно регулирующих и оперативных мер.

Указы различаются по их юридической силе. Нормативные указы содержат правовые нормы, ненормативные - являются актами применения норм права. Таковы, напр., указы о назначении на должность, награждении, присвоении званий и т.п. Кроме того, можно различать следующие группы указов: а) нормативного содержания, издаваемые в рамках собственных полномочий Президента РФ; б) как законодательные акты, издаваемые на основе полномочий, делегируемых главе государства парламентом; в) как временные законодательные акты, подлежащие внесению на рассмотрение Федерального Собрания (особенно много таких указов в сентябре-декабре 1993 г.); г) о приведении законодательства РФ в соответствие с Конституцией РФ (1994 г.), о приведении земельного законодательства РФ в соответствие с Конституцией РФ (1994 г.).

Определенная группа актов П. РФ оформляет решения действующих при нем органов. Некоторые решения главы государства имеют предварительный характер и утверждаются Советом Федерации, напр., утверждение указов о введении военного или чрезвычайного положения, представления кандидатур для назначения на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, а также Генерального прокурора РФ.

Акты П. РФ находятся в общей правовой системе нашего государства. Поэтому принципиальное значение имеет положение п. 3 ст. 90 Конституции РФ: указы и распоряжения П. РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Оно ориентирует правотворчество главы государства на строгое соблюдение основополагающего принципа российской правовой системы. В соответствии с п. 2 «а» ст. 125 Конституции РФ и положениями ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»** Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ нормативных актов П. РФ. Как и др. акты, указанные нормативные акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

Распоряжения П. РФ отличаются ненормативным характером. Чаще всего они издаются по вопросам создания рабочих комиссий и групп по подготовке проектов актов, программ, выделения регионам средств из резервного фонда П. РФ, назначения представителей, ведения переговоров, командировок и т.п. Это — оперативные акты, позволяющие быстро и конкретно решать вопросы на уровне главы государства.

Абсолютно строгих граней между указами и распоряжениями нет, что требует дополнительных усилий для их более четкого различения.

Акты П. РФ обладают высокой юридической силой. П. РФ вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (см. подр.: Ю.А. Тихомиров, И.В. Котелевская. Правовые акты. Учебно-практическое и справочное пособие. - М., 1999).

Акты П. РФ публикуются в Собрании законодательства РФ и вступают в силу с момента опубликования или с момента подписания.

Конституция РФ гарантирует неприкосновенность П. РФ. Он может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Гос-ной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях П. РФ признаков преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. Решение Гос-ной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении П. РФ от должности должны быть приняты 2/3 голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее 1/3 депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Гос-ной Думой. Решение Совета Федерации об отрешении П. РФ от должности должно быть принято не позднее чем в 3-месячный срок после выдвижения Гос-ной Думой обвинения против П.РФ. Если в указанный срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против П. РФ считается отклоненным. Впервые в истории России процедура отрешения П. РФ от должности была начата в Гос-ной Думе 13.05.1999 г.


fl̉ÂÍÒ.ÃÂÚË͇