Н.о., органы гос-ных внебюджетных фондов и таможенные органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством РФ. Они осуществляют свои функции и взаимодействуют путем реализации полномочий и исполнения обязанностей, установленных НК РФ и иными федеральными законами, определяющими порядок организации и деятельности Н.о.
Н.о. вправе: а) требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным roc-ными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов; б) проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ (Порядок назначения выездных налоговых проверок утвержден приказом МНС РФ от 31.03.1999 г. № ГБ-3-16/67); в) производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены; г) вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах; д) приостанавливать операции по банковским счетам налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и налагать арест на их имущество в порядке, предусмотренном НК РФ; е) осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества (Приказом Минфина РФ и МНС РФ от 10.03.1999 г. № 20н, ГБ-3-04/39 утверждено Положение о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке); ж) определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру (обследованию) помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более 2-х месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги; з) требовать от налогоплательщиков, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение этих требований; и) взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также пени в порядке, установленном НК РФ; к) контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам; л) требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сумм налогов и пени; м) привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков; н) вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля; о) заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности; п) создавать налоговые посты в порядке, установленном НК РФ; р) предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски: о взыскании налоговых санкций с лиц, допустивших нарушения законодательства о налогах и сборах; о признании недействительной гос-ной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя; о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством РФ; о досрочном расторжении договора о налоговом кредите и договора об инвестиционном налоговом кредите; о взыскании задолженности по налогам, сборам, соответствующим пеням и штрафам в бюджеты (внебюджетные фонды), числящейся более 3-х месяцев за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством РФ зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями), с соответствующих основных (преобладающих, участвующих) обществ (товариществ, предприятий), когда на счета последних в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) зависимых (дочерних) обществ (предприятий), а также за организациями, являющимися основными (преобладающими, участвующими) обществами (товариществами, предприятиями), с зависимых (дочерних) обществ (предприятий), когда на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) основных (преобладающих, участвующих) обществ (товариществ, предприятий); в иных случаях, предусмотренных НК РФ. Н.о. осуществляют также др. права, предусмотренные НК РФ.
Н.о. обязаны: а) соблюдать законодательство о налогах и сборах; б) осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов; в) вести в установленном порядке учет налогоплательщиков; г) проводить разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, предоставлять формы установленной отчетности и разъяснять порядок их заполнения, давать разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов (Положение об информировании налогоплательщиков по вопросам налогов и сборов утверждено приказом МНС РФ от 5.05.1999 г. № ГБ-3-15/120); д) осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном НК РФ; е) соблюдать налоговую тайну; ж) направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных НК РФ, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора. Н.о. несут также др. обязанности, предусмотренные НК РФ и иными федеральными законами.
При выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, Н.о. обязаны в 10-дневный срок со дня выявления этих обстоятельств направить материалы в органы налоговой полиции для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Должностные лица Н.о. обязаны: действовать в строгом соответствии с НК РФ и иными федеральными законами; реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности Н.о.; корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям и иным участникам налоговых правоотношений, не унижать их честь и достоинство.
Ответственность Н.о., таможенных органов, органов гос-ных внебюджетных фондов, а также их должностных лиц установлена ст. 35 НК РФ. Эти органы отвечают за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и др. работников таких органов при исполнении ими служебных обязанностей. Убытки, причиненные налоговыми и таможенными органами и их работниками, возмещаются за счет федерального бюджета. Убытки, причиненные органами гос-ных внебюджетных фондов и их работниками, возмещаются за счет средств соответствующего внебюджетного фонда. За неправомерные действия или бездействие должностные лица и др. работники Н.о., таможенных органов, органов гос-ных внебюджетных фондов, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.