О.т. в РФ основывается на нормах национального законодательства и международных договорах. Напр., в РФ признается право на условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, закрепленное в ст. 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. В 1999 г. Россия ратифицировала: Конвенцию об инспекции труда (1947 г.) и Протокол к ней (1995 г.), Конвенцию о регулировании вопросов труда (1978 г.), Конвенцию о безопасности и гигиене труда в производственной среде (1981 г.).
К полномочиям органов гос-ной власти РФ в области О.т. относятся: определение основных направлений и проведение единой гос-ной политики в области О.т. на территории РФ; разработка и принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ об О.т.; определение основ гос-ного управления О.т.; разработка и реализация федеральных и отраслевых целевых программ улучшения условий и О.т. и контроль за их выполнением; определение расходов на О.т. за счет средств федерального бюджета; определение структуры, задач, функций и полномочий органов гос-ного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда; установление единого порядка расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; формирование органов, осуществляющих государственную экспертизу условий труда, и определение порядка деятельности указанных органов; организация и проведение сертификации работ по О.т. в организациях; организация обучения специалистов по О.т., установление единых требований к проверке знаний лиц, ответственных за обеспечение безопасности труда; обеспечение взаимодействия органов гос-ной власти РФ, ее субъектов и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профсоюзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов в реализации гос-ной политики в области О.т.; координация научно-исследовательской работы и распространение передового отечественного и мирового опыта работы по улучшению условий и О.т.; организация гос-ной статистической отчетности об условиях труда, о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях; международное сотрудничество в области О.т.; др. полномочия в области О.т.
К полномочиям органов гос-ной власти субъектов РФ в области О.т. относятся: реализация гос-ной политики в области О.т. на территории соответствующего субъекта РФ; принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ об О.т.; гос-ное управление О.т. на территории субъекта РФ; участие в разработке и реализации федеральных целевых программ улучшения условий и О.т.; разработка и утверждение территориальных целевых программ улучшения условий и О.т., контроль за их выполнением; определение расходов на О.т. за счет средств бюджетов субъектов РФ; разработка и осуществление мер по экономической заинтересованности работодателей в обеспечении безопасных условий труда; организация обучения специалистов по О.т., проверки знаний требований О.т. лицами, ответственными за обеспечение безопасности труда; организация гос-ной экспертизы условий труда работников, сертификации работ по О.т. в организациях; передача, в случае необходимости, органам местного самоуправления отдельных полномочий на гос-ное управление О.т. на территориях соответствующих муниципальных образований; др. полномочия, не отнесенные к полномочиям органов гос-ной власти РФ в области О.т.
Органы местного самоуправления обеспечивают реализацию основных направлений гос-ной политики в области О.т. в пределах своих полномочий, а также полномочий, переданных им органами гос-ной власти в установленном порядке.
Гос-ное управление О.т. осуществляется Правительством РФ непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами О.т., и др. федеральными органами исполнительной власти. Распределение полномочий федеральных органов исполнительной власти в области О.т. осуществляется Правительством РФ. Федеральные органы исполнительной власти, которым в соответствии с законодательством РФ предоставлено право осуществлять отдельные функции нормативного правового регулирования, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области О.т., обязаны согласовывать принимаемые ими требования О.т., а также координировать свою деятельность с федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами О.т. Гос-ное управление О.т. на территориях субъектов РФ осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ в области О.т. в пределах своих полномочий.
Обязанности работника в области О.т. установлены в ст. 15 ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации». Работник обязан: соблюдать требования О.т.; правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты; проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по О.т., стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований О.т.; немедленно извещать своего непосредственного или иного руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в т.ч. о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления); проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования).
По уголовному законодательству РФ нарушение правил техники безопасности или иных правил О.т., совершенное лицом, на которое возлагались обязанности по соблюдению этих правил, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека, а равно то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, согласно ст. 143 УК РФ*, являются преступлениями против конституционных прав и свобод человека и гражданина. См. также Комитет (комиссия) по охране труда; Обязательные медицинские осмотры; Служба охраны труда.