2) в римских провинциях высшее должностное лицо, назначавшееся центральной властью для управления провинцией. Н. в провинции обладал также судебными функциями и осуществлял верховное командование ее войсками. В период республики Н. назначались по жребию из консулов (такие Н. именовались проконсулами) и преторов после окончания магистратур в Риме. Во времена империи Н. назначал император;
3) в Др. Руси с начала XIII в. должностное лицо местного управления, заменившее посадника. Первоначально Н. именовался представитель князя («на месте» князя) в Новгороде. С XIV в. назначаемые князем органы местного управления везде назывались уже не посадниками, а Н. и волостелями. Н. обычно назначались в города и их уезды, а волостели - в волости и их уезды. Н., как правило, назывались в соответствии с названиями крупных городов, нередко служивших местом пребывания князя (Нуглицкие, ростовские, муромские, московские, владимирские, суздальские и т.п.). Поскольку города и волости, на которые делилось княжество, не зависели друг от друга, волостели были независимы от Н., но компетенция Н. была шире правомочий волостеля. Напр., Н. осуществляли местное военное управление, (поэтому они назывались и «местными воеводами»), ведали сборами. К компетенции Н. и волостелей относились благоустройство, судебные функции по гражданским и уголовным делам. Н. и волостели назначались князем. При Н. и волостелях состояли помощники (тиуны), которым они могли поручить отправление части своих судебных полномочий. Верховная власть предоставляла духовенству, общинам и частным лицам привилегии на неподведомственность Н. Поэтому роль Н. постепенно снижалась, и в начале XVII в. Н. были заменены воеводами;
4) в Др. Руси представители епископов, уполномоченные ими осуществлять церковный суд, а иногда и управлять епархией. К концу XIX в. Н. назывались помощники настоятелей монастырей;
5) в Российской империи гос-ный чиновник, назначавшийся императором из числа высших сановников и осуществлявший управление наместничеством. По Учреждению о губерниях 1775 г. Н. должен был действовать в каждой губернии или наместничестве. Но поскольку полномочия Н. во многом совпадали с полномочиями губернаторов, Н. назначались по одному на 2-3 губернии. Только Москва имела своего особого Н. Н. должен был следить за строгим исполнением законов и служебных обязанностей подчиненными ему лицами, предавать виновных суду. Сам Н. судебными полномочиями не обладал. Он считался «ходатаем за пользу общую и государеву, заступником утесненных и побудителем безгласных дел». Н. был обязан побуждать суды к быстрому разрешению дел, а если считал решение несправедливым, то мог остановить его исполнение, донеся об этом Сенату (по срочным делам - императору). Приговоры судов по делам о преступлениях, влекущих лишение жизни и чести, не могли быть приведены в исполнение без ведома Н. В наместничестве, граничащем с соседними странами, Н. был обязан принимать меры предосторожности, в его распоряжение выделялись войска. Н. подчинялись коменданты крепостей, гарнизонные и армейские полки. Должность Н. упразднена в 1796 г. На окраинах России эта должность существовала в Царстве Польском (с 1874 г. заменена должностью генерал-губернатора), и на Кавказе до 1883 г.