Теория К.р. в с. РФ как вида правовых актов глубоко разработана российскими учеными-юристами Ю.А. Тихомировым и И.В. Котелевской в их книге «Правовые акты: учебно-практическое и справочное пособие» (М., 1999). В развитии этого вида актов выделяют 3 этапа. Действуют конституции, принятые в конце 70-х гг. XX в. с последующими изменениями и дополнениями (Карелия, Чувашия, Мордовия и др.). Часть конституций принята в начале 90-х годов, но до 12.12.1993 г. (принятия Конституции РФ) - Татарстан, Саха (Якутия), Чечня, Тыва. Ряд конституций были приняты после 12.12.1993 г. - Адыгея, Башкортостан, Бурятия, Дагестан и др. В некоторые конституции вносились дополнения и поправки.
Основными признаками К.р. в с. РФ являются: высшая юридическая сила в правовой системе республики, прямое действие, применение на всей территории республики, обязательное соответствие им законов и иных правовых актов республики, обязательность соблюдения К.р. в с. РФ органами гос-ной власти и местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями.
В К.р. в с. РФ в концентрированном виде закреплены основные элементы их статуса: принципы конституционного строя, конституционный статус человека и гражданина, статус республики в составе РФ, система гос-ной власти в соответствии с общими принципами организации ее представительных и исполнительных органов, согласованность и известная соподчиненность законов и иных правовых актов.
В то же время в конституциях республик есть много специфических моментов, отражающих своеобразие их исторического развития, культуры и уклада жизни. Эта специфика выражается как в способах конкретизации положений Конституции РФ и конституцирования собственного статуса, так и в нормах, аналогов которым нет в Конституции РФ. Поэтому при общем равенстве прав всех субъектов РФ, в т.ч. республик, объем прав в результате собственной конституционной самоорганизации неодинаков.
Статус республик определен в их конституциях по-разному. Используются такие характеристики, как государство, добровольно входящее в состав РФ (ст. 61 Конституции Республики Северная Осетия-Алания), как суверенное государство, субъект международного права, ассоциированное с РФ на основе Договора о взаимном делегировании полномочий и предметов ведения (ст. 61 Конституции Республики Татарстан), как суверенное, демократическое и правовое государство (ст. 1 Конституции Республики Саха (Якутия), как республика, имеющая право на выход из состава РФ (ст. 1 Конституции Республики Тыва), как государство в составе РФ (ст. 1 Конституции Республики Адыгея, ст. 1 Конституции Республики Коми и др.).
Некоторые республики расширительно определяют объем своих полномочий, неизбежно вторгаясь в сферы федеральной компетенции. Это касается, напр., положений о делегировании республиками части своих полномочий Федерации (Бурятия, Башкортостан и др.), о самостоятельном участии в международных и внешнеэкономических отношениях (Карелия), о собственном уголовном и процессуальном законодательстве, о законодательстве в сфере международных договоров (Башкортостан), о ратификации федеральных законов (Саха (Якутия), о построении судебных органов (Ингушетия). Осенью 2000 г. Президент РФ официально потребовал от управомоченных органов субъектов РФ приведения конституционного и иного законодательства субъектов РФ в соответствие с федеральным законодательством.
Нормы К.р. в с. РФ отличаются большим разнообразием в сферах, где минимизировано или отсутствует федеральное конституционное регулирование. Это вопросы бюджета, налогов, экономической системы. Напр., в Конституции Республики Саха (Якутия) разд. V посвящен экономическим основам республики. В 18 статьях регулируются вопросы собственности, труда, бюджета, налогов, внешнеэкономической деятельности. В Конституции Республики Тыва (гл. II «Основы экономики Республики Тыва») установлены сходные нормы.
Предметом конституционного регулирования являются и вопросы административно-территориального устройства республик. Это - их исключительная компетенция, позволяющая отразить специфику районов, городских и сельских поселений.
В К.р. в с. РФ уделено большое внимание вопросам гос-ного строительства. Принцип народовластия выражается в 3-х основных формах: осуществление гос-ной власти, институтов прямой демократии и местного самоуправления. Обстоятельно регулируется организация гос-ной власти на основе разделения властей. Конституционное закрепление их статусов проведено весьма последовательно.
Республики можно классифицировать по форме правления, выделяя президентские, парламентские и смешанные формы (когда есть пост главы республики). Президент чаще всего является и главой правительства (Кабинета Министров). Разнообразны и наименования парламентов республик - Государственный Совет, Народный Хурал, Парламент, Законодательное Собрание и т.д. Некоторые из них являются двухпалатными (Карелия, Кабардино-Балкария, Саха (Якутия).
В рамках организации системы судебной власти, являющейся ветвью федеральной власти, предусмотрено создание конституционных судов; в ряде республик такие органы действуют.
Местная власть, местное управление и местное самоуправление в республиках имеют свою специфику.